12 October $96.07 €105.11

Сверхприбыли нефтяников против госбюджета: почему правительству невыгодно снижать тарифы “Транснефти”

В последнее время в сообществе нефтегазового сектора активно обсуждается тема снижения тарифов компании “Транснефть” на транспортировку. На недавней встрече с президентом Владимиром Путиным главный исполнительный директор компании “Роснефть” Игорь Сечин выступил с подобным предложением, аргументировав это тяжелым состоянием рынка на фоне конфликта в ОПЕК+ и пандемии COVID-19.

Как сообщает ИА “Росбалт”, компания “Транснефть”, со своей стороны, выступила с предложением повысить тарифы до рыночного уровня, чтобы сгладить дисбаланс, создавшийся на рынке.

В своей публикации издание “Росбалт” приводит исследование Института народнохозяйственного прогнозирования, выступающего за снижение тарифов, и сравнивает его с показателями, приведенными “Транснефтью”. СМИ ставит под сомнение тезисы, высказанные ИНП РАН, поскольку они актуальны только для первого квартала 2020 года, который ввиду названных выше причин не характерен для отрасли.

В обычное время показатели чистой прибыли других компаний гораздо выше, чем у “Транснефти”, к примеру, “Роснефть” за период 2016 по 2019 годы продемонстрировала увеличение прибыли на 307%, а “Транснефть” — снижение на 23%. По информации “Росбалт”, прибыль компании “Транснефть” не подвержена перепадам нефтяных цен, поскольку компания инфраструктурная, однако это означает не только стабильный доход во время падения котировок, но и отсутствие сверхприбылей, характерных для других компаний отрасли, в период повышения цен на нефть.

Специалисты сообщают, что в расходы “Транснефти” включено обслуживание трубопроводов, общей протяженностью более 67 тыс. км., а также компенсационные риски, связанные с происшествиями на участках. Именно поэтому в периоде 2020 — 2024 компания направит свои средства не на новые проекты, развивающие отрасль, а на поддержание и ремонт уже существующей инфраструктуры. Эксперты отмечают, что недостаток финансирования “Транснефти” приведет к повышению вероятности ЧП, подобных произошедшему в Норильске.

Против снижения тарифов “Транснефти” на транспортировку выступает и Минэнерго. По информации СМИ, правительство планирует сделать всё возможное, чтобы сохранить текущие инвестиционные проекты, поскольку это приведет к скорейшему восстановлению экономики, пострадавшей после кризиса первого квартала.

Кроме того, по мнению специалистов, следует учитывать и тот факт, что изменения тарифов в зависимости от цен на нефть отрицательно скажутся на долгосрочном планировании и выстраивании логистических цепочек.

ИА “Росбалт” отмечает, что любое решение по тарифам должно быть основано на том, в чью пользу оно принимается. В случае уменьшения тарифов прибыль компаний, принадлежащих государству менее чем на половину, таких, как “Татнефть”, “Газпромнефть” и “Роснефть”, вырастет, в то время как прибыль “Транснефти” с государственной долей акций в 79% упадет, что приведет к снижению дивидендов, выплачиваемых в бюджет. В нынешних реалиях, когда июньские котировки Brent уже превысили 40$ за баррель, и рынок восстанавливается, лучшим решением будет повысить тарифы, что положительно скажется на стабилизации экономики и приведет к росту поступлений в бюджет со стороны компании, чьи дивиденды выше, чем у остальных, и приносят наиболее существенный вклад.