Спортивный интерес Николая и Владимира Фартушняков
Представьте, что вам надо выбрать подарок приятелю «на спорте». Или первые роликовые коньки сыну. Или вы, наконец, купили абонемент в тренажерный зал и для усиления мотивации нужна эффектная экипировка. Какой магазин первым приходит в голову? Наверняка вы, как и мы, подумали про «Спортмастер». В этом феномен бизнеса Николая и Владимира Фартушняков. Братьев, сумевших сделать свой бренд синонимом ЗОЖ.
Как Николай и Владимир Фартушняки «влетели» в бизнес
Можно сказать, что этой парочке повезло от рождения. Близкие люди не только по крови, но и по складу характера, в детстве они играли в одни игры, в юности вместе учились — закончили факультет аэромеханики и летательной техники. А в 90-х вместе решили уйти в бизнес.
Тогда это стало практически мейнстримом. Тысячи инженеров, учителей и врачей бывшего СССР побросали свои кабинеты и отправились в свободное плаванье. Выплыли, правда, далеко не все. Братьям Николаю и Владимиру Фартушнякам и тут повезло. Природный авантюризм в них сочетался с интуицией, поэтому рынкам и типовым клетчатым баулам они предпочли более сложный путь. Открыли страховую фирму «Илион» — частного конкурента неповоротливому госстрахованию. Прибыль пошла в гору. Но бизнес оказался слишком рискованным и нестабильным. И когда встал вопрос о диверсификации, случилась ещё одна удача.
В немногочисленных интервью Владимир и Николай Фартушняки вспоминают: дело было в 1993-м. Вместе с институтскими друзьями Александром Михальским и Дмитрием Дойхеном братья пришли в модный тренажерный зал. И с удивлением обнаружили, что в плане оснащения он мало чем отличается от мрачных подвальных «качалок». В красивом помещении стояло все то же довольно примитивное «железо».
А ведь в популярных тогда зарубежных фильмах они видели совсем другой уровень. «Умные» беговые дорожки, велотренажеры, многофункциональные силовые станции. Предпринимательское чутье сразу подсказало: в условиях открытых границ долго так продолжаться не может. Надо ловить момент.
Ставка на лидера
Одним из лидером на мировом рынке тренажеров и спортинвентаря была в те годы германская компания Kettler. Братья взяли кредит — благо, в 90-х молодые коммерческие банки охотно шли на довольно рискованные операции — и связались с представителями бренда.
Уже через несколько месяцев первая партия европейских тренажеров была в продаже.
Самые смелые прогнозы оправдались. Успех на рынке оказался колоссальным! Братья давали объявления в газетах, и покупатели появлялись буквально на следующий день после публикации. Оборудование скупали спортцентры, тренажерные залы и просто обеспеченные граждане. В 1994-м оборот бизнеса превысил 5 млн долларов, а компания «Илион» стала официальным представителем Kettler. Еще через год был открыт собственный магазин «Kettler-Спорт», а бизнесмены получили от производителя эксклюзивные условия покупки.
К тому моменту Николай и Владимир Фартушняки окончательно сконцентрировались на спортивном направлении. Редко какой бизнес сочетал в себе высокую рентабельность, низкую конкуренцию и позитивную социальную окраску. Чтобы охватить как можно больше клиентов, предприниматели начали подключать к рознице менее дорогой и громоздкий товар: аксессуары, спортивный инвентарь. Акцент делали на качественных экспертных брендах. Это выгодно отличало бизнес Николая и Владимира Фартушняков от менее щепетильных конкурентов.
Как бизнес Николая и Владимира Фартушняков опередил время
Второе отличие — серьезное отношение к бизнес-стратегии и продвижению. В те годы, когда маркетинг как индустрия в стране только зарождался, когда слоганы придумывались предпринимателями буквально на коленке, братья сумели понять важность системного подхода. Вместе с командой молодых профессиональных маркетологов сформировали миссию, ценности и концепцию компании. Цель своего бизнеса Николай и Владимир Фартушняки видели одинаково: создать узнаваемый бренд, где каждый желающий может получить квалифицированную консультацию и приобрести все необходимое для активного отдыха и занятий спортом. Это и определило стратегию. На узнаваемость работало яркое название — «Спортмастер» — и довольно агрессивная реклама. Бизнесмены использовали все существующие каналы, от публикаций в прессе и тв-роликов до растяжек и листовок.
Обучение и вовлечение через мотивацию персонала были еще одной важной задачей. Уже тогда, в конце 90-х — начале 2000-х, бизнесмены интуитивно строили не просто торговую площадку, а сообщество единомышленников. Массовым этот подход станет значительно позже.
Ну и наконец ассортимент. Николай и Владимир Фартушняки стремились создать пространство, способное закрыть все потребности целевого клиента. В «Спортмастере» можно было приобрести одежду, аксессуары, спортивный инвентарь любой сложности и на любой уровень подготовки. В сочетании с экспертизой консультантов и программой лояльности — бизнесмены не скупились на скидки и бонусы для возвратных клиентов — «Спортмастер» быстро превратился в ключевого игрока на рынке.
На длинной дистанции: Спортмастер сегодня
Тот же принцип — использовать все передовые бизнес-технологии и наработки — «Спортмастер» применяет по сей день. Помимо собственных полноформатных салонов, «Спортмастер» запустил франшизу. Для франчайзи был разработан специальный формат — небольшие торговые точки с ограниченным набором самых популярных позиций. С развитием онлайн-торговли появилось собственное удобное приложение — не просто онлайн-магазин, а настоящее комьюнити вокруг здорового образа жизни. Среди опций помимо продаж — шагомер, счетчик калорий, целый набор спортивных челленджей. Кстати, шаги и активность здесь превращаются в очки и бонусы, которые пользователь может потратить в магазинах «Спортмастер».
Сегодня бизнес Николая и Владимира Фартушняков — это сеть из более чем 500 магазинов в городах России и стран СНГ. Тысячи товарных позиций — не только мировые бренды, но и собственное производство. И миллионы клиентов, для которых каждое новое приключение начинается со «Спортмастера».