Сочи утонул в мусоре
В Сочи катастрофическая ситуация с экологией — причем не из-за олимпийских строек, а из-за огромного количества мусора, которым город зарастает с невероятной скоростью. Сваленные куда попало производственные и бытовые отходы не только загрязняют природу, но и серьезно меняют рельеф, вызывая обвалы, оползни и селевые потоки.
В 2010–2011 годах в Сочи должен был быть построен мусоросжигательный завод и введена в действие еще одна свалка — между реками Буу и Хоза. С заводом не сложилось. Как выяснила Счетная палата, он был закуплен, но позже списан на металлолом.
Что касается новой свалки, то Генпланом города для нее было утверждено конкретное место — в 6 км от моря и в 3 км от села Верхнее Буу. Однако «администрация г. Сочи самоуправно перенесла место расположения полигона, разместив его в непосредственной близости к населенным пунктам, тем самым резко усилив социальную напряженность среди местного населения. Объясняются эти противоправные действия администрации г. Сочи давлением на них коммерческих структур (ООО „Базовый элемент“ „Тоннельный отряд 44“), не заинтересованных в несении значительных затрат на создание полигона по захоронению ТБО в месте, определенном Генеральным планом, и в строительстве новой дороги к полигону».
ООО «Базовый элемент» «Тоннельный отряд 44» было дорого строить свалку в предписанном месте, а где ему было не дорого, там свалке сопротивлялись местные жители. Чтобы не ссориться ни с хозяином ООО олигархом Дерипаской, ни с жителями Буу, власти просто увеличили свалку в Лоо. Прежде она занимала 5 га, ей прирезали еще 12 га. Примечательно, что дополнительные гектары были отобраны у ЗАО «Дагомысский чай» и переданы инвестору — тому же «Тоннельному отряду 44». Протокол о передаче земельного участка в аренду 13 октября 2009 года подписали первый заместитель главы Краснодарского края Хатуов и генеральный директор ООО «Базовый элемент» Дерипаска.
Мусорный аутсорсинг
Судя по отчету Счетной палаты, Росприроднадзор в прошлом году выявил 25 случаев нарушения в Сочи природоохранного законодательства, связанных с «несанкционированным складированием отходов производства, отсутствием договоров со специализированными организациями по утилизации отходов, отсутствием нормативов предельно допустимых вредных выбросов».
Несанкционированное складирование отходов производства — это незаконные свалки. 25 случаев — малая часть от реального их количества. На самом деле в Сочи сотни незаконных свалок и каждый день появляются новые.
Стремительное превращение города-курорта в город-помойку — следствие интенсивного строительства. В Сочи строятся и олимпийские объекты, и объекты социальной инфраструктуры, и на всех этих объектах, как и на любой стройке, в больших количествах образуется мусор.
Девать его некуда, кроме как везти в Лоо. Чтобы туда добраться из Адлера, где ведется основное строительство, грузовику надо проехать порядка 50 км.
Дорога из Адлера в Лоо, по которой могут двигаться грузовики со строительным мусором и ТБО, — одна, новая объездная. На участке от поселка Лоо до Краснодарского кольца в Сочи она битком забита автомобилями, и к тому же ее без конца перекрывают из-за визитов высоких лиц, так что пробки там неимоверные. Даже если ехать ночью, грузовику нужно часов шесть, чтоб добраться до свалки и вернуться обратно. А мусора у строителей (особенно у тех, кто прокладывает тоннели, строит «дублер курортного проспекта» и прочие олимпийские объекты) столько, что таких грузовиков им надо отправлять каждый день по несколько сотен.
Чтоб не терять время, строительные компании сами мусор не вывозят, а заключают договора с фирмами, которые целенаправленно делают эту работу, то есть занимаются аутсорсингом.
«Мусорный аутсорсинг» контролируется сочинскими криминальными авторитетами.
Ни в какое Лоо они, конечно, ничего не возят. Вместо этого они ищут в Сочи свободные участки земли и арендуют их под свалки, а точнее — под «незаконное складирование отходов производства», о котором говорится в отчете Счетной палаты.
Мзымта меняет русло.
Благодаря активистам общественной организации «Экологическая вахта на Северном Кавказе» мне удалось побывать на четырех наиболее одиозных незаконных свалках Сочи.
Первая из них — в Красной Поляне, где строится так называемый «верхний кластер» олимпийских объектов.
Свалка находится здесь на улице Защитников Кавказа — в том ее конце, что упирается в высокий берег реки Мзымты.
Мусор привозят сюда ночью и сваливают на краю берега. Потом его разравнивают трактора, спихивая вниз, чтобы он не копился терриконами, а равномерно распределялся по склону. Но на склоне он, конечно, не может лежать неподвижно. Он ползет вниз, заваливая Мзымту. В одном месте уже завалило так, что река изменила русло, и в результате противоположный от свалки берег стал обваливаться.
Красная Поляна расположена на правом берегу Мзымты, а на левом берегу строится новая дорога из Адлера в Красную Поляну. Обвалы пошли примерно в 150 метрах от места, где проходит ее технологический тоннель. Строители, однако, считают, что до Олимпиады он достоит, а дальше им хоть трава не расти.
Мзымта вместе со съехавшим мусором течет в море, где купаются отдыхающие в Адлере курортники.
На краю свалки на улице Защитников Кавказа расположилось ООО «Аренда спецтехники» — как говорят жители, на незаконно занятом участке земли. Спецтехнику, то есть грузовики, которые вывозят мусор со строек, там моют, чистят, меняют масло. Грязь стекает опять же в Мзымту.
Рядом с автохозяйством — будочка, где якобы очищаются стоки канализации. Из будки течет зловонный ручей — тоже, разумеется, в Мзымту. Судя по запаху, никакой очистки он не проходит, разве что обогащается хлоркой.
Свалка на улице Защитников Отечества занимает несколько гектаров. Из-за мусора грунт здесь поднялся уже метра на три. Стволы деревьев, которые стоят на этом участке, соответственно, на три метра ушли под землю. Деревья стали сохнуть и умирать.
Жители улицы измучены и разъярены. Строительный мусор им валят на голову с прошлой осени. Грузовики разгружаются в непосредственной близости от частных домов (примерно в ста метрах), жители слышат и видят все это безобразие, но ничего поделать не могут. «Грохот стоит всю ночь, гудки, пиканье, машины ездят взад-вперед. Мы не можем спать, утром встаем с больной головой. Жаловались всем. И Пахомову (глава Сочи. — Авт.), и Авдееву (глава краснополянской администрации. — Авт.). Умоляли, чтоб хотя бы не работали по ночам. Все без толку. Милицию вызываем — они сюда ехать отказываются».
Грунт вместо чая
Село Ахштырь находится на левом берегу Мзымты недалеко от того места, где начинается первый тоннельный комплекс совмещенной дороги Адлер—Красная Поляна. Совмещенной она называется потому, что по ней можно будет ездить и на электричке, и на автомобиле. Большая ее часть прокладывается по берегу Мзымты, но в четырех местах она уходит в тоннели, спрямляющие маршрут.
Каждый тоннельный комплекс — это на самом деле три тоннеля: для электрички, для автодороги и технологическая штольня для коммуникаций.
Первый тоннельный комплекс — не самый длинный. Его длина — около 2,4 км. Диаметр технической штольни — 5,65 м. Автодорожный тоннель — 11,1 м в ширину, 8,95 в высоту. Железнодорожный — 7,5 м в ширину, 9,49 в высоту.
Чтобы проделать в горе такие тоннели, строители вынули из нее сотни тысяч, если не миллионов тонн грунта. Понятно, эти отвалы им надо было куда-то переместить.
Под свалку железнодорожники арендовали у ООО «Адлерский чай» чайные плантации, расположенные выше поселка Ахштырь, и грузовики стали возить вынутый грунт туда — разумеется, через поселок, поскольку другой дороги там нет.
Интенсивное движение тяжелой техники по сельской дороге привело к тому, что ахштырцы остались без воды — многотонные грузовики растоптали им все колодцы.
Председатель местного комитета сельчан Александр Коропов уверяет, что вода ушла во всей округе. Строители уже пробили две новые скважины 50 и 90 м глубиной, чтоб компенсировать жителям утраченные колодцы. Но ни в одной скважине воды нет, хотя раньше она появлялась уже на десяти метрах.
Чая здесь теперь тоже нет. Бывшие плантации завалены вынутым из скалы грунтом. По словам Коропова, РЖД платит баснословные деньги — 2600 тыс. рублей за 1 кубометр вываленного мусора. Чайсовхоз, впрочем, получает только 600 руб., остальные деньги расходятся по «аутсорсингам».
Грандиозная свалка, организованная на горном склоне, нарушила рельеф, сровняв чайные террасы, игравшие роль противооползневых укреплений. В результате в январе отсюда вниз двинулся селевой поток. Он валил деревья и тащил отвалы в реку Дзыхра. Дальше находится Дзыхринское водохранилище. Оно сыграло роль буфера, остановило сель. Но вред природе был нанесен огромный.
Дело в том, что отвалы, свезенные на свалку, далеко не безобидны. Породы, залегающие на глубине прокладываемых тоннелей, по данным экологов, содержат соединения ртути, свинца, мышьяка, а также радиоактивные элементы, способные нанести непоправимый вред здоровью.
Ради строительства совмещенной дороги они были вынуты на поверхность, нелегально свезены на высоту метров 200 над уровнем моря, а оттуда смыты селевым потоком вниз — на кого бог пошлет.
После этого ЧП экологи привозили на Ахштырскую свалку миссию ЮНЕП, программы ООН по окружающей среде. Туда же подъезжали железнодорожники, директор чайсовхоза оправдывался, дело пытались замять, предлагали очищать Дзыхру вручную, но весной она сама поверхностно очистилась, и сейчас проблема как бы утратила остроту.
Свалка, однако, продолжает функционировать. Пока я там находилась, туда без конца подъезжали грузовики и сбрасывали ядовитые отвалы.
Примечательно, что после схода селя устроители свалки установили для иностранных комиссий на ее высшей точке стенд на русском и английском языках — «Мероприятия по размещению избыточного грунта в районе села Ахштырь». Назвать творимое варварство «полигоном» или «проектом» они не могли. Для полигона и проекта нужны разрешительные документы, которых, конечно, не существует. Поэтому дикая свалка называется нейтральным термином «мероприятия», не предполагающим ни экспертиз, ни технологического контроля, ни какой-либо документации.
Ползучая улица
Еще одна свалка находится в Имеретинской низменности. Ее можно увидеть, если подниматься по дороге от сельсовета на Черешню.
Некто Баранов, местный житель, купил там участок, намереваясь сначала строить хозяйственный магазин, затем расширил его под тарную базу, а потом сдал в аренду под «незаконное складирование».
Участок находится на высоте примерно ста метров над уровнем моря. «Аутсорсеры» свозили туда грунт, балки, камни, снесенные в Имеретинке частные дома. Сейчас свалка засыпана землей, выровнена бульдозерами и поросла бурьяном. С дороги она была бы не особо заметна, если бы не груды старых бетонных шпал, оказавшихся здесь в ходе реновации какой-то железнодорожной ветки.
Как и везде, мусор на этой свалке сдвигали тракторами вниз, чтоб скрыть следы преступления. Но его было слишком много, и он начал продавливать склон. Грунт просел, нарушив русла подземных вод. Держащий слой земли сдвинулся, и осыпь пошла вниз, захватив метров триста по ширине.
Склон прежде был покатый, теперь из-за продавленностей образовались террасы. В них скапливается вода, где-то ее видно, а где-то она под землей. Собралась в бассейны и подмывает грунт на глубине, чтоб в какой-то момент прорваться и потащить оползень вниз — на жилые дома, к своему несчастью, построившиеся под участком Баранова.
Улица, на которой они стоят, называется Бакинской. У Алика Гогохиа, владельца одного из них, раньше был дом в Имеретинской бухте, но из-за Олимпиады его решено было сносить. Алик голодал, добиваясь компенсации, в итоге получил половину того, что стоил дом. Купил на эти деньги участок здесь, на Бакинской. Снова построился, и — опять неудача. Летом фундамент нового дома пошел трещинами, облицовка осыпалась, в бетонном сарае перекосило стены так, что в образовавшиеся щели видно улицу.
Вместе с оползнем двигается не один только дом Алика, а вся Бакинская улица. Две недостроенные пятиэтажки покосились и уперлись одна в другую, «съев» семь метров, которые изначально их разделяли. Деревянный дом Силагудзе въехал в них сзади, так что хозяевам ничего не оставалось, кроме как просить помощи МЧС. Спасатели перевезли их в гостиницу «Нептун», где живут переселенцы из Имеретинки. Но дом аварийным так и не признали — так же, как другие дома на Бакинской улице, перекошенные, съехавшие со свай и ушедшие в землю.
Там страшно даже стоять, на этой улице. Она постоянно движется, ползет вместе со всем, что на ней находится. В сухую погоду движение микроскопическое, но стоит пройти дождю, и соседи с ужасом фиксируют очередные перемены.
У одного из жителей после ливня дом ушел в землю сразу на десять сантиметров. В общей же сложности он просел уже метра на полтора. Из кухонного окна там теперь вид, как из подвального. Дом, кстати, совсем новый. Чтоб его построить, семья продала все что было.
«В начале недели был сильный ливень, — рассказала соседка владельцев Таня. — Так нам позвонили из МЧС, спросили: вас не надо вывозить? То есть они все прекрасно знают, что здесь творится. И администрация, и милиция, и спасатели. Знают, но ничего не делают. Не борются с оползнем, не укрепляют склон, не пытаются найти тех, кто сбрасывал над нами мусор. Не признают наши дома аварийными, не предлагают компенсации, другие участки… Ничего, только — вывозить. А куда они нас вывезут? В ту же гостиницу „Нептун“ с переселенцами. И вместо того, чтоб жить в собственном доме, мы будем там тесниться с тремя детьми, как бомжи, пока нас и оттуда не выкинут».
Активист «Экологической вахты на Северном Кавказе» Владимир Кимаев говорит, что весной, когда начнет таять снег, развитие оползня перейдет критическую точку, и Бакинскую улицу сметет в мгновение ока. «Если здесь пойдет сель, — считает он, — она докатится до основной олимпийской автодороги».
Загадка новых куч
Незаконная свалка устроена и над старой дорогой из Адлера в центр Сочи. Туда можно подняться по крутой, заросшей травой тропе из бетонных плит. Плиты эти клали еще в советские времена, когда там был пионерский лагерь. Сейчас, по данным экологов, участок принадлежит Виктору Батурину. Он собирался строить там коттеджи, потом передумал, сдал участок в аренду какому-то ООО, оно сдало еще кому-то в субаренду, и дело кончилось свалкой.
Чтоб завозить наверх мусор, «аутсорсеры» построили новую дорогу (та, что из бетонных плит, крутовата для грузовиков с тоннами строительных отходов), установили там шлагбаум, поставили охрану — так что туда заезжают только те, кому положено.
Строительный и не строительный мусор, свезенный на возвышенность, с которой открывается изумительный вид на море, нарастил ее в высоту еще метров на пятнадцать. Деревья там все померли или при смерти. Вонь. Никакой растительности. А что здесь вырастет, если каждый день прибывает новый мусор, который тут же разравнивается тракторами?
Зимой свалка наверняка потечет вниз, на дорогу, поскольку никаких противооползневых укреплений здесь, конечно, не делается. Пока же она принесла сравнительно небольшую беду — под ее тяжестью начал проседать грунт и в каком-то месте продавил водовод, проложенный из Адлера в центральный Сочи.
Ремонт водовода ведет ОАО «Краснодарводстрой». Когда я там была, бригада искала протечку. Экскаваторы вынимали грунт, грузили на «КамАЗы», а те его куда-то увозили. Но, судя по всему, недалеко.
Вся обочина старой дороги Адлер—Сочи завалена ровными кучами грунта и мусора — объемом точно как кузов грузовика. Инженер ОАО «Краснодарводстрой», руководивший работами, сказал мне, что новые кучи появляются каждое утро. Ночью их кто-то привозит и высыпает. Кто? Неизвестно.
«В Сочи ни у кого нет лицензии на прием такого мусора, — объяснил инженер. — Отходы асфальта и бетонных конструкций положено вывозить на специальную свалку под Туапсе. Это еще дальше Лоо, ездить туда невозможно, слишком много уходит времени. Вот его и сбрасывают по ночам куда попало».
Таким путем идут компании, которым жалко платить «аутсорсерам» за вывоз мусора на незаконные свалки. Они действуют самостоятельно, скидывая его по-тихому в укромных местах — точно как дети, которые украдкой прилепляют в углах выковырянные из носа козюли.
Вот такой он, наш главный город-курорт, во всей своей красе. Одна всем известная тошнотная свалка с прямым выходом в море и много-много неизвестных свалок, разбросанных повсюду.
Много-много свалок и всего два подхода к уборке мусора. Якобы цивилизованные «аутсорсеры» концентрируют его в определенных местах, провоцируя сели и оползни. А дикие «мусорщики» сбрасывают везде, но понемножку, загаживая все подряд.
От кого из них больше вреда?
Счетная палата вряд ли сможет ответить на этот вопрос. Отвечать на него должны Генеральная прокуратура и Следственный комитет.
Тяжелое преступление — это «умышленное деяние, представляющее собой повышенную общественную опасность». То, что сейчас творится с мусором в Сочи, — безусловно, тяжелое преступление.