3 December $107.18 €112.8

СМИ: Главный виновник «посадки» руководителя ОКБ им. Симонова — федеральный министр Мантуров?

Сотрудники казанского ОКБ им. Симонова написали обращение к президенту России Владимиру Путину с просьбой взять под свой контроль уголовное дело в отношении руководителя предприятия Александра Гомзина.

Как пишет агентство ПРАЙМ, в документе, в частности, говорится:

“Считаем, что Гомзин… стал «жертвой» корпоративного конфликта с группой акционеров ОКБ им. М.П.Симонова – компаний, аффилированных с Григорьевым В.Е.».

Представители подконтрольного Григорьеву Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) неоднократно предлагали Гомзину передать им подконтрольный пакет его предприятия, а в декабре прошлого года УЗГА по решению Минобороны отдали госконтракт на изготовление беспилотников «Альтиус-О», однако там он движется к срыву, предупреждают представители конструкторского бюро.

Напомним, что генеральный директор и главный конструктор ОКБ им.Симонова Александр Гомзин был арестован в апреле 2018 года по подозрению в хищении 900 миллионов рублей, выделенных на создание ударного тяжелого беспилотника “Альтаир” (ныне “Альтиус”), который до сих пор не создан. Довольно скоро его освободили под подписку о невыезде. Расследование продолжалось почти год, и 13 мая обвинение было снято “в связи с непричастностью”, но в тот же день Гомзину были предъявлены обвинения в мошенничестве на общую сумму 494 млн рублей и 14 мая его вновь заключили под стражу.

Очень странно, когда подозреваемый в хищении 900 миллионов находится под подпиской, а за вдвое меньшую сумму его отправляют под арест, не правда ли?

Как пишет газета “Наша версия”, объяснение выглядит весьма просто: новое уголовное дело и новый арест Гомзина “пробил” министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

На первый взгляд выглядит не очень правдоподобно: ну какое дело министру до инженера? Но, по данным источников “Версии”, причины достаточно весомые. Все дело опять в злополучном беспилотнике “Альтиус”, который, похоже, до взлёта успеет закопать не одну карьеру.

В октябре прошлого года ОКБ им.Симонова, уже после первого ареста Гомзина, провело лётные испытания БПЛА «Альтиус» – проект был на финальной стадии готовности. Однако в декабре Минобороны по неизвестным причинам потребовало, чтобы весь научно-технический задел по данному проекту был передан в АО «УЗГА» (Уральский завод гражданской авиации), точнее – в казанский филиал этого предприятия. Контролирующим акционером УЗГА является Виктор Григорьев, деловой партнёр советника президента Татарстана Рустэма Магдеева. При этом именно Магдеева в СМИ ранее называли инициатором первого ареста Гомзина. Но в биографии Григорьева есть ещё один примечательный факт: в 2003-2007 годах, когда Мантуров был генеральным директором АО «ОПК Оборонпром», Григорьев занимал должность его первого заместителя.

Как отмечает “Наша Версия”, УЗГА не обладает ни интеллектуальными, ни техническими возможностями для того, чтобы завершить проект беспилотника — им нужно полное содействие Гомзина. Если главный конструктор ОКБ им. Симонова откажется сотрудничать с УЗГА — “Альтиус” не взлетит никогда. А это может привести к серьезным последствиям не только для Григорьева, но и для его покровителя.

Это далеко не первый случай, когда Дениса Валентиновича Мантурова связывают со скандальными делами. Среди громких провалов министра, помимо истории с “Альтиусом”, который отобрали у казанского ОКБ и отдали бывшему первому заместителю Мантурова банкиру Григорьеву, осведомленные люди также называют проект строительства Ивановского полиэфирного комплекса под патронажем Минпромторга.

Как отмечал в августе 2017 года REGNUM, многомиллиардный проект оказался «схемой вывода госсредств в направлении Михаила Ходорковского». Деньги на строительство должен был выделить ВЭБ, и деньги серьёзные — около 20 миллиардов рублей. Без руководства Минпромторга подобные вопросы не решаются. Мантуров активно лоббировал проект, правда, до момента, когда обнаружилась связь с Ходорковским.

Имя бывшего владельца ЮКОСа настолько токсично в высших кругах, что даже намёка было бы достаточно, чтобы похоронить не только проект, но и всех «решальщиков». Замять скандал тогда удалось с большим трудом, но он не мог не оказать влияние на карьерные перспективы министра. Какое будет эхо от скандала в Казани — покажет время, но ситуация с БПЛА касается обороноспособности страны, поэтому замять ее будет посложнее.

Денис Мантуров — один из самых богатых членов правительства. И уж точно самый коммерческий. Весной прошлого года ходили активные слухи о том, что в новом правительстве он станет вице-премьером. Сам Мантуров скромничал: «Если ты честный и достойный человек, ты должен работать до последней минуты, выполняя те обязанности, которые на тебя возложены».

С другой стороны, ходили слухи о том, что Мантуров вообще не попадет в новый состав правительства и сменит Сергея Чемезова в «Ростехе». Повышения не случилось, как и отставки, Мантуров остался на том же месте, и это явно разошлось с его планами. Как отмечали в Telegram-каналах, отсутствие карьерного движения главы Минпромторга объясняется его личной встроенностью в бизнес-проекты. В трудовой биографии главы Минпромторга не обошлось и без “семейного бизнеса”. Отец, Валентин Мантуров, занимается растениеводством в Краснодарском крае.

Как пишет “КоммерсантЪ”, производство пшеницы в регионе может приносить свыше $1 тыс. с гектара, но поиск земли затрудняет высокая конкуренция. У Мантурова-старшего таких проблем не возникло. Кроме того, отмечает издание, у Валентина Мантурова сегодня есть также активы в строительном, ресторанном и гостиничном бизнесе. Бизнес жены, Натальи Мантуровой, связан с государственными структурами: первую собственную клинику пластической хирургии «Ланцетъ» она открыла на базе клинической больницы № 1 Управления делами президента. Клиентов клиника для прохождения реабилитационного периода после косметологических операций отправляют в черноморский санаторий «Приморье», который также контролирует семья Мантуровых, пишет BFM.

Именно Мантурова называют одним из тех, кто ответственен за тяжелую ситуацию в гражданском авиастроении, примером которой является потерпевший недавно катастрофу “Сухой Суперджет”. При этом министр намерен выделить 20 млрд рублей инвестиций в российско-китайский самолёт CR929.В бизнесе крайне редко кто-то поручает провалившему один проект менеджеру аналогичный новый. Но в правительстве почему-то этот принцип не работает.