21 April $93.44 €99.58

Перспективы развития B2B-сегмента электронной коммерции и цифровизация закупок обсудили участники VPROC 2023

29-31 марта 2023 года в Москве прошел VI Всероссийский форум директоров по закупкам. VPROC 2023 является крупнейшим отраслевым событием для профессионалов сегмента корпоративных закупок и логистики.

В этом году участники форума обсуждали нарушение финансовых связей, уход ряда зарубежных брендов с российского рынка из-за санкций, рост цен на сырье и товары, разрыв логистических цепочек и поиск альтернативных быстрых решений по импортозамещению, поиск новых поставщиков и переход на российские автоматизированные системы управления закупками.

Игроки рынка окончательно превратились в антикризисных менеджеров, ищущих и предлагающих новые решения для бесперебойной работы и развития российского бизнеса.

Одной из основных тем, которую рассматривали на Форуме, стала тема развития B2B-сегмента электронной коммерции и цифровизация закупок. В ходе выступления на площадке Всероссийского форума директоров по закупкам генеральный директор маркетплейса быстрых закупок «Максмарт» Елена Суховей рассказала о росте цифровой коммерции в B2B в мире и о перспективах развития данного направления в России: «Согласно исследованиям Digital Commerce 360, в 2022 году объем продаж цифровой коммерции B2B в Китае составил 2,78 трлн долларов, а в США – 1,64 трлн.  При этом, в России объем B2B-торговли в 2021 году в интернете составил порядка 27 трлн руб., из них коммерческие закупки – 10 трлн руб. Степень проникновения цифровых решений для онлайн-продаж в B2B невысокая. По данным опроса РБК, в России только 4% компаний располагают интернет-магазинами для B2B-клиентов. Если российские компании будут следовать мировым тенденциям, то корпоративный сегмент может превратиться в перспективный рынок с объемами, сопоставимыми с B2C-сегментом, высокой маржинальностью и низкими рисками».

Один из основных трендов развития рынка электронных корпоративных закупок – создание B2B-маркетплейсов, которые, используя лучшие практики B2C-маркетплейсов, внедряют полный цикл закупки для юридических лиц без аукционных процедур, используя автоматизированные интеграционные решения, к которым привыкли закупщики.

«Основными драйверами роста B2B-рынка станет в первую очередь цифровизация поставщиков, их переход из офлайна в цифровую плоскость как возможность расширения продаж за счет роста клиентской базы и географии сбыта, облегченные процессы квалификации поставщиков, омниканальность и полная автоматизация процессов», – подчеркнула Елена Суховей.

В ходе форума профессионалы отрасли обсудили проблематику закупки стандартизированной номенклатуры, количество позиций которой занимает до 30% от общего объема закупаемых материалов, при этом требует высоких трудозатрат, так как в цифровом эквиваленте составляет более 500 закупочных процедур в год по одному юридическому лицу (среднее значение на основе данных клиентов Максмарт). При больших операционных затратах на данный тип закупок общая стоимость данного вида не превышает 5-10% от стоимости в общем объеме закупок крупных компаний.

Закупки данного вида продукции на B2B-маркетплейсах – это новая тенденция и решение для максимального упрощения процедуры и снижения операционных затрат для каждой компании.

На примере сотрудничества с B2B-маркетплейсом «Максмарт» представитель компании «Полюс» – лидера российской золотодобычи – рассказал о переходе группы компаний на закупки указанного типа номенклатуры через данный маркетплейс. Благодаря собственным IT-разработкам «Максмарт» реализовал интеграционное решение в качестве замены SAP Ariba Catalogies, которое было лидером в поставке цифровых решений для автоматизации и управления ресурсами при использовании прайс-листов поставщиков.

Результатом запуска закупок через B2B-маркетплейс для компании «Полюс» стало сокращение процесса закупки и сокращение lead time в 2,5 раза. За счет большего количества поставщиков и предложений снизилась конечная цена товаров. При полной автоматизации всего цикла от заказа до доставки продукции заказы формируют заявители потребности, то есть напрямую профильные сотрудники компании по направлениям – механики, работники цехов и другие, а сотрудники коммерческого блока были исключены из данной процедуры и перенаправлены на другие стратегические направления деятельности компании, что позволило снизить операционные издержки компании.

О компании

«В2В Трейд», бренд Максмарт, B2B-маркетплейс «Максмарт» – инновационный для российского рынка маркетплейс быстрых корпоративных закупок стандартизованной (long-tail) номенклатуры, который оптимизирует закупочный процесс для крупных промышленных, строительных компаний и бизнеса любого масштаба. Преимуществом Максмарт по сравнению с другими электронными торговыми площадками является обеспечение полного цикла сделки от получения потребности от покупателя до автоматического формирования корзины на основании мэппинга номенклатуры покупателя и маркетплейса, автоматического выставления документов на входящую поставку и поставки в базис получателя.

B2B-площадка обеспечивает автоматизацию процесса корпоративных закупок и оцифровывает производителей, обеспечивает консолидацию заказов и оптовые поставки до покупателя. Маркетплейс быстрых оптовых закупок Максмарт обеспечивает поставщикам и производителям продукции выход в интернет-пространство и доступ к широкому рынку бизнес-клиентов, экономя время и ресурсы.

В 2022 году «B2B Трейд» получил золотую награду крупнейшей в Европе digital-премии Tagline за проект разработки концепции и дизайна сайта бренда B2B-маркетплейса «Максмарт».