Названа приблизительная стоимость коллекции фарфора Е. Н. Батуриной
Елена Батурина составила коллекцию русского императорского фарфора, приблизительная стоимость которой, по оценкам специалистов, превышает 250 млн долларов. Из когда-либо созданных частных коллекций русского императорского фарфора в мире собрание признано крупнейшим. Недавно в Москве состоялась презентация каталога «Война и мир в русском фарфоре из собрания Е. Н. Батуриной».
Каждый из трех томов издания имеет свое название, отражающее тематику фарфоровых произведений: «СЛАВА. Русский императорский фарфор: вещи поднесения», «ВОЙНА. Предметы с росписью военными фигурами» и «МИР. Парадный фарфор русского стола». В каталоге содержатся описания 1500 предметов коллекции, охватывающие все значительные явления в истории русского фарфора с историческим и художественным контекстом, даты создания которых восстанавливались по архивным источникам.
Изделия, представленные в каталоге, являются лишь частью коллекции Елены Батуриной. Общее количество предметов собрания превышает 2000. Среди них находятся 500 уникальных фарфоровых изделий, которых в других частных или музейных коллекциях нет. В каталог включено большое количество уникальных документов и фотографий: более 300 имен заказчиков и первых владельцев, свыше 1200 графических источников, 800 архивных свидетельств, впервые обнародовано порядка 50 проектов форм и оригинальных эскизов росписи. Более 100 специалистов работали над изданием семь лет.
Академики и профессора искусствознания, ведущие искусствоведы крупнейших музеев Москвы и Санкт-Петербурга, российские и иностранные эксперты дали каталогу и коллекции высочайшую оценку, приняв участие в презентации. Среди них: Ираида Ботт, заместитель директора по научной и просветительской работе музея-заповедника «Царское Село»; Игорь Духан, профессор и заведующий кафедрой искусства Белорусского государственного университета, доктор философских наук, член Европейского общества культуры и Академии архитектуры; Сергей Авдонин, директор государственного музея «Останкино и Кусково»; Хазар Зейналов, искусствовед, заместитель директора Института архитектуры и искусства, доцент Института истории искусств Национальной академии наук Азербайджана; Пьер-Кристиан Броше, куратор направления «Современное искусство» в Школе дизайна и руководитель юнита HSE MUSEUMS LAB в Лаборатории дизайна НИУ ВШЭ, коллекционер и организатор выставок современного искусства.
Также по достоинству оценили представленный труд и всю коллекцию Е. Н. Батуриной авторы прозвучавшего на мероприятии доклада Николетта Мислер, профессор Университета востока Л’Ориентале, руководитель центра по изучению русского искусства при Л’Ориентале, и Джон Боулт создатель и директор Института современной русской культуры при Университете Южной Каролины.
Собрание русского и европейского фарфора Елены Батуриной доктор искусствоведения, директор Государственного института искусствознания Наталия Сиповская назвала масштабным и грандиозным по своему количественному и качественному составу. Ею была подчеркнута обусловленная удивительной целостностью, структурированностью и последовательностью историческая, художественная, культурная и искусствоведческая ценность коллекции. Несомненность и внушительность материальной ценности собрания фарфора также была отмечена экспертом.
Каталог уже находится в фондах крупнейших музеев, библиотек и искусствоведческих образовательных учреждениях России и мира.
Источник фотографии: изображение от Freepik