14 November

Кому нужны наставники? Итоги всероссийского исследования

Онлайн-исследование по вопросам института наставничества в России провели Центр знаний «Машук» и Аналитический центр ВЦИОМ. Его участниками стали 4005 человек от 8 до 60 лет. Итогами опроса эксперты поделились 12 ноября на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС, сообщив, что почти половина россиян — 44% — хотели бы иметь наставника.

Молодёжь особенно заинтересована в наставниках: 68% респондентов в возрасте до 30 лет признались, что нуждаются в поддержке опытного человека. Среди россиян от 45 до 60 лет таких набралось 59%.

Генеральный директор Фонда содействия изучению общественного мнения, председатель Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ Константин Абрамов, озвучивая данные исследования, сообщил: 77% россиян сегодня имеют наставника или он у них ранее был. Как правило, это коллеги по работе (60%), которые помогают адаптироваться на работе, продвигаться по карьерной лестнице и развиваться. Опекуны и родственники реже выступают в роли наставника — это отметили 38% респондентов. Чуть меньше среди наставников преподавателей — 37%, далее идут родственники — их назвали 27% опрошенных, и психологи — 6%.

Эксперты составили топ-3 самых востребованных наставников: коллеги, родители и учителя — 60, 38, 37% соответственно. При этом женщины чаще мужчин обращаются к психологам — 8% против 4%.

Дополнительные данные привел генеральный директор Центра знаний «Машук» и заместитель гендиректора Российского общества «Знание» Антон Сериков: 65% опрошенных ищут наставника для профессионального роста, 36% — ради эмоциональной поддержки. Россияне также обращаются к наставникам за содействием в достижении результатов в спорте, советами по устройству личной и семейной жизни.

Среди участников исследования 94% считают, что наставник должен быть старше, а 16% опрошенных устраивает одинаковый с наставником возраст. При этом 85% респондентов не придают значения полу, хотя на практике мужчины чаще выбирают наставников своего пола (50%), женщины — своего (42%).

Идеальный наставник, по мнению россиян, — человек, который не останавливается на достигнутом и продолжает получать знания (74%), умеет общаться (70%), обладает терпением (56%) и практическим опытом (55%). Никто не назвал определяющим высокое материальное положение ментора.

О законодательных изменениях в сфере наставничества в России рассказал председатель Комитета Госдумы РФ по молодежной политике Артем Метелев. Он отметил, что в Трудовом кодексе РФ появилась статья о наставничестве, а для работодателей готовятся рекомендации по развитию института наставничества — вопросом занимается трёхсторонняя комиссия в сфере трудовых отношений.