13 June $89.02 €95.74

«Думать вдолгую», «мягкие навыки» и «гниющие деньги»: известный бизнес-тренер Ольга Шишева о секретах успеха в бизнесе

– Расскажите о своей деятельности. Чем Вы занимаетесь?

– Я — бизнес-тренер, работаю с менеджментом и собственниками бизнеса над достижением бизнес-результатов, устойчивостью компаний, их ростом и масштабированием. Главный фокус – на верхнеуровневое стратегическое планирование, обучение менеджмента и трекинг в течение года. Более 8 лет занимаю управляющие позиции: топ-менеджер, бизнес-тренер в компании с P&L и международном холдинге, также являюсь лектором в магистратуре ФПМИ. Активно продвигаю тему осознанного лидерства и создание человеческих компаний.

– Какие основные особенности российского бизнеса Вы выделяете?

– Выделю самые, на мой взгляд, яркие. Российский рынок максимально заточен на результат. И это круто, потому что порой в международных компаниях решение одного вопроса занимает в 3 раза больше времени. Но также это и то, что стреляет нам в колено, ведь в гонке за быстрыми результатами российский бизнес утратил способность игры вдолгую. Важно отметить, что быстрый результат должен быть в бизнесе, в продажах B2C, например, это точно необходимо. Считаю, что если собственники и верхнеуровневый менеджмент освоит игру в долгую, работу со стратегией бизнеса, то с нашим умением «работу работать» мы можем поменять восприятие нашего бизнеса на мировом рынке. К тому же, в мышлении бизнеса до сих пор сильно фонит установка «даёшь пятилетку за три года», т.е. геройствовать, и не важно, какими ресурсами. Но важно считать ресурсы. Уже нельзя не прикидывать ресурсы. И пора осознать, что геройство сейчас — это больше видимость. Менеджмент поощряет тех, кто тащит одновременно 100500 задач, но это неверно. Я это называю “гниющие деньги бизнеса”. Потому, что человек инвестировал свое время в множество задач, а результата нет. Поощрять стоит за завершенную работу.
А есть работа, которая делается долго, и тогда, если менеджмент сам стратегически не смотрит вперед, его может опять снести в предпочтение к тем, кто дает быстрый бизнес-результат. Быстрый бизнес-результат, как быстрый дофамин, подсаживает менеджмент на иглу, с которой очень тяжело слезть.

 – Что, на Ваш взгляд, изменилось в последнее годы в сфере бизнеса в РФ?

– Фокус на важности развития мягких навыков (в менеджменте в том числе) закрепился и продолжает удерживать положительный тренд. Это говорит о том, что тема человеческих компаний не уйдет, и менеджменту, действительно, нужно начинать перестраиваться, чем раньше, тем лучше. Тема эффективных коммуникаций остается главным ключом к успеху (как в бизнесе, так и в других отношениях), я прогнозирую через 3-5 лет у руля останутся люди, кто умеет “трындеть эффективно” и достигать бизнес-результат. Как достигать масштабный бизнес-результат без команды? Никак. Как сделать так, чтобы у вас была команда, которая будет реализовывать цели ВАШЕГО БИЗНЕСА — прокачивать “мягкие навыки”. Как уметь “трындеть эффективно” без навыка общения, конфликтологии, социологии, мотивации, обратной связи, стратегического мышления? Никак.

– Кто такой бизнес-тренер, и что такое бизнес-консалтинг?

– Я не буду давать базовое определение, его можно легко нагуглить. Самая лучшая аналогия — это тренер в спортзале. Его задача вместе с клиентом поставить цель. Проработать дорожную карту. И на протяжении пути наблюдать за движением и говорить о том, где что-то происходит не так. Если мы говорим только про обучение, то там, конечно, нет сопровождения на всем пути. Именно поэтому я все же в своем подходе предлагаю форматы сопровождения после обучения, чтобы новые знания точно переросли в новые навыки. Но опять же возвращаемся к тому, что сейчас на российском рынке мало кто умеет думать «в долгую”, и пока чаще клиенты отказываются от сопровождения в угоду экономии. Но через полгода-год приходит понимание, что произошел откат к первоначальной точке. И теперь надо начинать заново, а время и ресурсы уже упущены. Именно сопровождение на пути изменений дает более устойчивые и воспроизводимые результаты.

– Опишите Ваш стиль работы с клиентами. Чем Вы помогаете?

– Я индивидуально заморачиваюсь абсолютно с каждым клиентом, собираю уникальную программу под него. Мой стиль определяет живость взаимодействия, а так же то, что в своей практике я не раз прошла “щелчок Таноса”. И с собственниками, и фаундерами я общаюсь на одном языке опыта и реальных кейсов, а не на языке радуги и единорогов. Я про конкретику и реальный бизнес мир, в котором человеческий подход возможен и реален. И я точно помогу если: — владелец бизнеса или первые лица не помнят, что они стратегически делали для бизнеса в течение месяца; — в топ-менеджменте состояние “лебедь-рак-щука”, а собственник или СЕО вынужден постоянно решать “кто прав, а кто виноват”; — вы и ваша команда большую часть года в постоянном тушении пожаров; — вы, как компания, выросли, и предыдущие инструменты не работают; — у вас стоит цель кратно изменить результат, а не действовать только в рамках обозначенных трендов.