30 October $97.05 €105.22

Древние люди похищали добычу у львов

Находка хорошо сохранившейся туши молодого мамонта наводит на мысль, что древние люди похищали добычу у охотящихся львов, считают учёные. Бернар Буге из организации «Mammuthus» получил замороженного мамонта от охотников за бивнями из Сибири. Учёные выполнили предварительное обследование туши животного, названного Юкой, в марте этого года. Характер ранений показал, что к смерти этого древнего животного могли быть причастны и львы, и люди.

Находка хорошо сохранившейся туши молодого мамонта наводит на мысль, что древние люди похищали добычу у охотящихся львов, считают учёные.

Бернар Буге из Организации исследования мамонтов получил замороженного мамонта от охотников за бивнями из Сибири. Учёные выполнили предварительное обследование туши животного, названного Юкой, в марте этого года. Характер ранений показал, что к смерти этого древнего животного могли быть причастны и львы, и люди.

 – Уже имеется драматическое подтверждение смертельной борьбы между Юкой и каким-то крупным хищником, возможно, львом, – говорит ведущий эксперт по мамонтам Дэниэл Фишер, профессор наук о земле и окружающей среде Мичиганского университета. – Что ещё интереснее, имеются намёки, что к убийству мамонта ещё на ранней стадии могли подключиться и люди.

Если дальнейшие исследования господина Буге, профессора Фишера и учёных из Академии наук Республики Саха в Якутске подтвердят эти выводы, то найденная туша мамонта окажется первой в этой части света, на которой нашлись следы вмешательства древних людей.

По бивням и зубам Юки исследователи оценили её возраст на момент смерти в два с половиной года. Исследование зубов, бивней и костей – вообще наиболее распространённый способ изучения таких вымерших животных, как мамонты, поскольку эти части тела разлагаются в течение относительно долгого времени. Мягкие же ткани – мышцы, кожа, внутренние органы – разлагаются гораздо быстрее, поэтому их очень редко находят вместе с костями. Это означает, что чрезвычайно важная информация обычно теряется.

Но мягкие ткани Юки, как и её шерстяной покров, остались невредимы, пролежав в ледяной могиле, вероятно, более десяти тысяч лет. Адъюнкт-профессор эволюционной физиологии Университета Манитобы Кэвин Кэмпбелл отмечает, что такие находки крайне редки и имеют огромное значение. В случае с Юкой, например, обнаружился удивительный факт – у неё был светло-рыжеватый окрас шерсти.

Предположение, что мамонты могли носить шубы светлых тонов, было выдвинуто в 2006 году, после изучения генов из клеток костной ткани мамонтов. Юка оказалась прямым доказательством такого предположения. Кэмпбелл говорит, что Юка стала для исследователей очень желанной находкой, так как она поможет связать фенотип (внешние морфологические свойства) с генотипом (последовательностью ДНК). Эти связи, в свою очередь, в будущем помогут учёным определить простым изучением генов из клеток костной ткани, насколько широко в мамонтовых популяциях были распространены такие физические черты, как определённый цвет шерсти и глаз.

Затянувшиеся шрамы, найденные на шкуре, говорят нам, что в короткой жизни Юки были и более ранние нападения львов, после которых она выжила. Но аналогичные глубокие разрезы, только незалеченные, заставляют предположить, что очередное нападение львов или само послужило причиной смерти, или случилось совсем незадолго до неё. Кроме того, профессор Фишер обнаружил, что одна нога мамонта на момент смерти была сломана – это могло случиться, когда Юка пыталась убежать от нападавших.

Львы, вероятно, относились к вымершему подвиду африканского льва, известному как евразийский пещерный лев (Panthera leo spelaea). Он жил в ту же эпоху, что и мамонты.

– Знали ли мы, что львы охотились на мамонтов? Мы это предполагали. Но никак не рассчитывали получить такое наглядное доказательство. И тем не менее – вот оно, – пояснил Фишер.

В современной Африке львы иногда нападают на молодых слонов, давая тем самым возможность сравнить получаемые слонами раны с ранениями Юки. Львы обычно атакуют слона, вгрызаясь в брюхо, а ещё могут попытаться зажать ему челюстями рот и хобот, пытаясь задушить свою жертву. Хобот Юки, однако, не повреждён, на шкуре в области головы имеются лишь лёгкие повреждения. И атаковали мамонта не с брюха – Фишер характеризует следы нападения как «странный узор повреждений шкуры». Имеются, в частности, «длинный прямой шрам, протянувшийся от головы до середины спины», «очень необычные узорчатые отверстия» в шкуре и «зубчатые надрезы» повыше правой передней ноги.

Череп, хребет, рёбра и тазовую кость из тела мамонта кто-то утащил, при этом череп и таз нашлись неподалёку. Однако большая часть позвоночника и три четверти рёбер пропали.

Согласно профессору Фишеру, каждая фигурная отметина на шкуре состоит из 15-30 маленьких зазубрин, которые «могли быть оставлены пилообразными движениями человеческих инструментов»; кроме того, имеется «несколько совершенно удивительных резаных отметин» на костях ног. Фишер говорит, что исследователи выясняли, не были ли эти отметины оставлены лишь недавно.

– Мы неоднократно интересовались у людей, которые нашли мамонта, не их ли это работа. Но они утверждают, что вообще не пользовались ножами при находке мамонта. Остаётся предположить, что мы видим перед собой пример взаимодействия между древними людьми, мамонтами и львами. Может, люди пользовались услугами львов, чтобы поймать мамонта, а затем прогоняли львов от их жертвы. Могло ли так произойти в нашем случае? Я не знаю, но я бы вообще о таком не подумал, если бы не видел наглядного подтверждения.

Между тем племя Доробо в Кении и в настоящее время практикует искусство похищения добычи у львов.

– Каждый новый экземпляр даёт нам какие-то знания, но Юка стала наиболее ярким свидетельством, касающимся обстоятельств смерти мамонтов в тундрах Сибири, – говорит профессор Элис Робертс. – Мы должны что-то сделать, чтобы установить, вмешался ли человек непосредственно в гибель мамонта или же нечто подобное произошло намного позднее. Если верен первый вариант, то Юка становится очень важным экземпляром, поскольку немногие мамонты имеют на теле следы человеческой деятельности.

Ещё она утверждает, что останки Юки – трогательное зрелище: «Вам кажется, что она погибла только что – так хорошо она сохранилась».