28 March $92.59 €100.27

Изменение климата ведёт к почвенному кризису

Исследование микроорганизмов – крошечных бактерий, грибков и других микроскопических жизненных форм, от которых зависит здоровье почвы – показало, что они значительно хуже адаптируются к изменяющимся условиям внешней среды, чем предполагалось прежде. Почвенный же кризис, в свою очередь, может нанести серьёзный удар по производству продовольствия. Соответствующая статья опубликована в журнале “PLoS ONE”.

Исследование продолжалось в течение 17 лет и породило опасения, что микроорганизмы не смогут выполнять свои важнейшие функции – например, переработку опавших листьев и прочей органической материи в азот и другие питательные вещества, требующиеся растениям для роста.

– Если сообщество микроорганизмов действительно не настолько адаптивно, как мы представляли, то приходится ставить вопрос об адаптивности всей окружающей среды в целом, – сказала Ванесса Бейли, один из авторов доклада, представляющая Национальную тихоокеанскую северо-западную лабораторию (США).

Часто говорится, что микробы правят миром, так как они исключительно многочисленны и обеспечивают протекание в почве множества экологических функций. В числе прочего они производят гумус – тёмный органический материал в почве – а также очищают воду для потребления деревьями, в обмен кормясь на древесных сахарах.

В начале исследования в 1994 году был произведён обмен образцами почвы между двумя участками на горном склоне. На более высоком участке климат более тёплый и сухой, чем на том, что лежит 500 метрами ниже. Семнадцать лет спустя учёные вернулись на место эксперимента, чтобы оценить активность микроорганизмов, в первую очередь обращая внимание на скорость превращения почвенного углерода в двуокись углерода, происходящего по мере распада органической материи. Исследователи надеялись оценить таким способом способность микроорганизмов адаптироваться к меняющимся условиям. Но они обнаружили, что даже 17 лет спустя не изменилось практически ничего – микробы с верхнего участка по-прежнему были более активны на меньшей высоте, и наоборот.

По мнению микробиолога почвы Бена Бонд-Ламберти, соавтора исследования из Объединённого института исследований глобальных изменений, результаты эксперимента означают, что мы не можем ожидать от микроорганизмов той реакции на изменение климата, которая заложена во множество научных моделей.

– В условиях меняющегося климата всем микроорганизмам потребуется существовать в новых, часто более экстремальных условиях, – сказал доктор Бонд-Ламберти. – Наше исследование позволило получить первое ознакомительное представление о том, как микробы реагируют на такие изменения. Как выяснилось, реакция может оказаться достаточно неожиданной.