28 March $92.26 €99.71

Севморпуть не пригодился

За 2015 год Северным морским путем прошло всего 18 судов. Для сравнения — столько в среднем проходит через Суэцкий канал за 9 часов. Аналитики, как выяснилось, не видят серьезных перспектив у Севморпути. По их мнению, занимающиеся перевозками компании не захотят менять устоявшиеся маршруты.Задача сделать Севморпуть конкурентным транспортным коридором глобального значения необычайно важна для России. Предполагается, что коммерческое судоходство по нему вполне может составить конкуренцию современному морскому маршруту между Восточной Азией и Европой, стать альтернативой более длинным маршрутам по южным морям через Суэцкий канал и в обход мыса Доброй Надежды.

Использование в полной мере потенциала Северного морского пути позволит нашей стране играть ключевую роль связующего звена между Востоком и Западом в планетарном масштабе. На этом акцентировал внимание и президент Владимир Путин, выступая осенью прошлого года на Восточном экономическом форуме. «Прошу правительство, безусловно, продолжать эту работу», — подчеркнул президент.

В свою очередь вице-премьер Дмитрий Рогозин вообще увидел в Северном морском пути новый «Холодный Шелковый путь». Про его мнению, строительство новых ледоколов позволит сделать этот маршрут круглогодичным, и контейнеровозы со всего мира смогут ходить через СМП целый год, пишет Интерфакс.

Но как показал 2015 год, даже если льда совсем не будет, и ходить можно будет без ледоколов, число желающих развивать судоходство в Арктике вряд ли сильно вырастет.

По сообщению Минтранса, «в минувшем году в период с середины августа по середину октября акватория СМП была свободна ото льда настолько, что суда могли свободно проходить транзитом даже без ледокольной проводки». Однако, этим воспользовалось всего одно судно — Winter Bay, которое прошло транзитом 1-10 октября.

Всего же через Севморпуть в 2015 году прошло транзитом 18 судов, в том числе 6 под иностранным флагом, и только 3 судна совершили рейсы в обе стороны (с запада на восток и обратно).

Эти суда перевезли 40 тыс. тонн грузов, что в семь раз меньше, чем в 2014 году и в 30 раз меньше, чем в 2013 году. Объем транзитных грузов через Суэцкий канал в том же 2015 году составил 998,7 млн тонн, что на 3,7% больше, чем годом ранее. И в 25 тысяч раз больше, чем через Северный морской путь.

Так в чем же проблема?

«Пока Северный морской путь — это экзотика», — полагает аналитик ИК «Атон» Михаил Ганелин. По его мнению, Севморпуть нужно развивать не только с точки зрения инфраструктуры, но и просто популяризации. Государство должно продвигать этот маршрут шиппинговым компаниям, уверен аналитикн. Очевидно, что грузоотправителям проще использовать уже отработанные маршруты, тем более сейчас, когда ставки фрахта находятся на исторических минимумах.

Основной маршрут доставки между Азией и Европой через Суэцкий канал давно сформировался, вторит аналитик «Уралсиба» Денис Ворчик. Несмотря на то, что Севморпуть короче, вряд ли кто-то из майджоров рынка будет всерьез переходить на него в условиях низких ставок фрахта. Много и других причин, говорит Ворчик: это круглогодичный доступ, сложившиеся торговые связи, наличие других крупных портов на пути следования, развитая инфраструктура и т.д. К тому же? отмечает аналитик, в повышение конкурентоспособности этих маршрутов продолжают инвестировать. В конце прошлого года Египет запустил вторую «нитку» Суэцкого канала, что увеличило его пропускную способность.