19 April

Азов поделили по-братски

Спор между Россией и Украиной о государственных границах Азовского моря, и конкретно – Керченского пролива – напоминает схватку армрестлеров, нечаянно затянувшуюся на два с лишним десятилетия. Редакция портала Mortrans.Info подготовила актуальный аналитический материал, посвященный возможному переделу Азовского моря.Новые внешнеполитические реалиии и сменяющийся состав участников дипломатического корпуса двух стран время от времени порождают новые витки переговорного процесса, приближающего победу то одного, то другого борца. Цена победы – Керчь-Еникальский канал, по которому идет основное движение кораблей и к столь желанному контролю над которым российская сторона сегодня, после присоединения Крыма, близка как никогда.

После ратификации закона о вхождении Крыма в состав России глава МИД России Сергей Лавров поспешил заявить, что Керченский пролив больше не может являться предметом переговоров РФ и Украины. Хотя эта аксиома и не объясняется подробно, но смысл очевиден: формально пролив теперь существует между двумя субъектами одной страны, а сами с собой договориться мы всегда сможем.  

Ответ украинской стороны не заставил себя ждать. Представитель Украины по вопросам договорно-правового оформления государственной границы, посол по особым поручениям МИД Украины Леонид Осаволюк заявил, что Украина не оставит вопрос разграничения Керченского пролива с Россией.

В интервью украинской газете «Зеркало недели» от 28.03.2014 года он, в частности, сказал: «Идя на поводу у российской стороны, власть и ответственные за переговоры по делимитации Азовского и Черного морей, а также Керченского пролива перестали строить свою позицию на основном принципе международного морского права при разграничении морских акваторий – на принципе срединной линии. Именно о таком циничном игнорировании международного права всегда мечтали российские переговорщики. […] Прогнозировать что-то сложно. Но думаю, что вопрос разграничения морских акваторий все же не закрыт, и нам удастся еще побороться».

Со времени обретения Украиной независимости в 1990 году стороны приняли почти два десятка различных межправительственных соглашений, договоров и дополнительных протоколов, относящихся к проблеме водных границ.

Последний договор о российско-украинской государственной границе датируется 2003 годом. Он, в частности, предусматривает свободный проход торговых и военных судов двух стран через пролив, свободный проход к портам России и Украины иностранных торговых судов и необходимость согласия двух стран в случае прохода некоммерческих судов третьих стран. Но ни этот договор, ни последующие протоколы и соглашения не определили статуса Керченского пролива и де-юре оставили вопрос делимитации Азовского моря открытым. Де-факто вопрос снят, по крайней мере, для российской стороны, в том числе и недавним стартом проекта строительства Керченского моста, который свяжет два полуострова в составе РФ – Крым и Тамань.

По оценкам экспертов Mortrans.info, наличие одного номинального хозяина судоходного канала может привести к неожиданному всплеску интереса к Азову со стороны мировых транснациональных корпораций. Так, в марте компания Louis Dreyfus Commodities B.V., один из ведущих мировых зернотрейдеров, анонсировала программу по развитию портового терминала на побережье Азовского моря. По информации Reuters, строительство порта входит в инвестиционную программу, которую компания осуществляет в Приазовском регионе, стратегически важном для экспорта зерновых. Порт должен заработать уже в 2015 году.

Алексей Лысенко, www.mortrans.info

Справка о проекте:

Информационный отраслевой портал Mortrans.Info является независимым средством массовой информации. Проект призван объединить экспертов международных и российских компаний, работающих в сфере управления морскими рисками, собрать по крупицам имеющуюся разрозненную информацию и объединить ее в рамках одного проекта, а также выступить в качестве независимой дискуссионной площадки.

Помимо новостей, аналитических статей и экспертных комментариев, посвященных теме судоходства и безопасности мореплавания,  на сайте публикуются тематические фото- и видеоматериалы, хроники морских катастроф, актуальная правовая информация, а также профессиональные исследования и отчеты на русском и английском языках.