12 October $96.07 €105.11

Подпольная торговля панголинами достигла «шокирующих масштабов»

Как и многие другие виды животных, которым угрожает исчезновение, панголины используются в традиционной китайской медицине. Ежегодно конфискуется приблизительно 10 000 животных, но эксперты заявляют, что объём нелегальной торговли намного больше.

Представители китайских правоохранительных структур совместно с британскими исследователями попытались оценить масштаб проблемы. Чжао Минь Чжоу из Государственного бюро охраны лесов и экологи из Оксфордского университета проанализировали официальные отчёты о выявленных случаях контрабанды панголинов. Результаты опубликованы в журнале “Frontiers in Ecology and the Environment”.

– Масштабы торговли панголинами шокируют, в особенности если учесть её фармацевтическую бессмысленность, – сказал профессор Макдональд, директор кафедры экологических исследований Оксфордского университета и соавтор исследования.

Он отметил ведущую роль Чжоу в исследовании и поблагодарил его за предоставление официальных данных о контрабанде, с которыми экологи познакомились впервые. Исследователи изучили данные о конфискации 2590 килограммов чешуи, полученной приблизительно от 4870 панголинов, а также об изъятии 259 целых панголинов (220 живых и 39 мёртвых). По этим фактам, зарегистрированным в 2010 году и позднее, было возбуждено 43 уголовных дела.

В мире существует восемь видов панголинов, половина которых обитает в Азии, а половина – в Африке. Китайский и яванский панголины числятся в Красном списке МСОП как угрожаемые виды, индийский и филиппинский – как виды, близкие к уязвимому положению. Последняя категория присвоена также двум африканским видам – гигантскому и белобрюхому панголинам. Эти животные способны сворачиваться в шар для защиты от внешней угрозы, но эта способность только облегчает браконьерам их поимку и скрытную транспортировку.

В традиционной китайской медицине считается, что жареная чешуя панголина снижает токсичность гноя и способствует его выделению, облегчает паралич и стимулирует лактацию. Стремительный экономический рост в азиатских странах в последние годы привёл и ко взлёту спроса на подобные товары.

Кроме контрабанды целых животных, контрабандисты используют почту для пересылки своего товара. Так, в ноябре прошлого года сотрудники пекинской таможни перехватили пять посылок с панголиновой чешуёй, каждая из которых весила 70 килограммов. С апреля 2013 года было последовательно выявлено ещё около тонны чешуи, отправленной таким способом; она принадлежала 1660 особям панголина. Контрабандисты получили от 11 лет тюрьмы до пожизненного заключения, но поскольку спрос на товары из редких животных опережает предложение, торговля этим товаром становится всё более прибыльной. На данный момент цена килограмма панголиновой чешуи составляет 600 долларов, что в два раза выше уровня 2008 года.

У самки панголина рождается всего один детёныш в год, поэтому экологи полагают, что ущерб от браконьеров для них чрезмерен. Ричард Томас из Наблюдательной сети за торговлей животными “TRAFFIC” при этом считает, что панголины находятся на периферии внимания общественности, которая обеспокоена судьбой других, более «харизматичных» жертв браконьеров.

– Бедные старые панголины – в числе позабытых видов. Много внимания уделяется браконьерству в отношении крупных и хорошо известных животных – слонов, носорогов, тигров – а про панголинов помнят немногие.

Томас пояснил, что азиатские виды панголинов защищены актами СИТЕС и внесены в список «нулевой квоты», где перечисляются животные, изъятие которых из дикой природы в целях международной торговли запрещено.

Персонал “TRAFFIC” в азиатских странах помогает обучать таможенных и почтовых работников выявлять попытки контрабанды и просвещает жителей относительно тяжёлого положения угрожаемых видов животных.

– Мы обнаружили, что ситуация катастрофична и что перспективы панголинов достаточно зловещи, – сказал профессор Макдональд. – Однако мы надеемся, что с привлечением широкого внимания к этой бесполезной торговле международное общественное мнение сможет  изменить сложившуюся ситуацию.