20 April $93.44 €99.58

Крупные животные и древние экосистемы

Некогда слоны, носороги и зубры в неисчислимом множестве встречались в европейских лесах, а гиппопотамы жили не только в африканских речках, но и Темзе с Рейном. Последние исследования показывают, что знания о прошлом могут очень пригодиться для восстановления природных ландшафтов с большим видовым разнообразием.Исследователи из Дании представили работу, посвящённую роли крупных травоядных животных прошлого в создании и поддержании мозаичного ландшафта лесолуговых зон. Данная работа будет опубликована в журнале „PNAS” (Труды Национальной академии наук США).

Биологический анализ учитывает накопленные за десятки лет данные по ископаемым жёсткокрылым насекомым, в особенности тем, которые были характерны для экосистем с крупными животными или обширными лесистыми территориями. Полученные результаты показывают, что пластинчатоусые жуки гораздо чаще встречались в межледниковый период (в промежутке времени от 132 000 до 110 000 лет назад) по сравнению с ранним голоценом (текущим межледниковьем, начавшимся за 10 000 – 5 000 лет до начала сельскохозяйственной революции).

«Крайне неожиданно, что лесные насекомые встречались в предыдущем межледниковом периоде куда реже, чем в раннем голоцене; это доказывает, что экосистемы в зоне умеренного климата состояли не из густых лесов, как предполагалось ранее, но скорее из мозаичных лесисто-луговых ландшафтов”, — отмечает научный сотрудник Крис Сандом.

„Большие количества крупных млекопитающих являлись важной частью доисторической природы. Особенности распространения насекомых среди окаменелостей показывают, что видовое богатство и общая численность крупных диких животных резко снизилась после начала распространения человека современного типа. В результате ландшафт стал носить преимущественно лесной характер; леса вновь начали отступать только после начала сельскохозяйственной революции”, — объясняет профессор Йенс-Кристиан Свеннинг.

Если люди стремятся к восстановлению экосистем, способных к саморегулированию, им очень пригодятся данные, полученные в рамках нового исследования.

„Крайне важным шагом на пути к созданию экосистем с высоким уровнем биологического разнообразие является возвращение крупных травоядных — вероятно, необходимо подумать о реинтродукции таких видов как дикие быки, европейские зубры и даже слоны. Они смогут создать и поддерживать высокую степень разнообразия травянистых растений и, таким образом, обеспечить саморегуляцию экосистем”, — рассказывает старший научный сотрудник Расмус Эйрнес.