Антипирены в антарктических пустошах
Следы человеческой деятельности давно незримо присутствуют во всех уголках Антарктики. Пингвины, рыба, морские губки и даже черви — во всех этих организмах найдены антипирены (химических веществ, снижающих горючесть материалов). В некоторых отложениях их содержание уже не меньше, чем в городских реках Западной Европы и США. Очевидный источник загрязнения — исследовательские станции.»Антарктика является регионом, для сохранения которого в первозданном виде международное сообщество прикладывает огромные усилия. Очень иронично, что научно-исследовательские станции, созданные с этой благородной целью, сами являются источниками загрязнения», — говорит экотоксиколог из Университета Южного Иллинойса Дэ Чен.
В Антарктике действует более 70 станций, принадлежащих 30 странам. Число учёных составляет около 4000 человек, и к этому нужно прибавить 34000 туристов, посещающих даже столь отдалённый регион ежегодно.
Проведённые исследования позволяют оценить уровень содержания гексабромциклодекана (ГБЦД) на территории американской станции МакМардо, соседней новозеландской, а также на тех участках, где отходы с этих двух станций сливаются в океан.
ГБЦД уже несколько десятилетий используется в изоляционных и строительных материалах, повышая их огнестойкость. Это химическое вещество обладает способностью накапливаться в тканях организмов животных и людей и, подобно другим антипиренам со схожими свойствами, способно оказывать влияние на гормональную систему.
Точные последствия его воздействия на антарктических животных пока не известны. Тем не менее, некоторых рыб и грызунов подвергли лабораторным исследованиям и, судя по всему, антипирены угнетают гормоны, ответственные за развитие мозга и метаболизм.
Кроме того, присутствие ГБЦД было обнаружено и на другом конце планеты — в Арктике, где он оказывает губительный эффект на китов, чаек и белых медведей.
Эти исследования опровергают мнение, что загрязнение Антарктики происходит преимущественно из-за химикатов, переносимых ветрами и океаническими течениями.
В девяностые годы многие страны заключили договор о сохранении антарктической среды. Были введены запреты на использование ряда химических веществ, в том числе полихлордифенилы, вредные для людей и диких животных. Тем не менее, многие вещества, включая антипирены, в этот список не попали. В любом случае, лёгких решений здесь нет: «Мы можем запрещать ещё и ещё, но нам неизбежно приходится пользоваться новыми веществами, о влиянии которых на окружающую среду и здоровье мы знаем немного», — объясняет эколог Грегори Ховард.