23 April $93.25 €99.36

Экологи будут защищать Химкинский лес даже зимой

В Подмосковье состоялось открытие зимнего лагеря защитников Химкинского леса. Экологи рассказали журналистам о ситуациях в подмосковных лесопарках и представили карту участков бывшего Лесопаркового защитного пояса Москвы, которые уничтожаются под разными предлогами. Таких участков набралось более четырехсот, хотя экологи знают далеко не обо всех. По предварительной оценке уже утрачено около трети бывшего Лесопаркового защитного пояса Москвы.
Химкинский лес. Без преувеличения можно сказать, что эти два слова знают теперь во всем мире. И я думаю, что уже только этот результат борьбы за Химкинский лес, достоин того, чтобы быть вписанным в историю охраны природы России. А ведь кроме него есть и другие. Как в самом Химкинском лесу, где, например, до сих пор цела уникальная дубрава, так и в других регионах страны, где люди поняли, что не надо бояться воевать за свои «химкинские леса».

Конечно, находятся и те, кто видит в усилиях химчан и им сочувствующих лишь желание «пиариться». Так было и будет всегда. Соринку в чужом глазу с удовольствием ищут многие. Да и обстановка в стране, увы, способствует тому, что люди все охотнее находят в любых действиях других подвох, желание нажиться, преследование корыстных целей и т.д. И им все труднее становится поверить в то, что кто-то защищает природу бескорыстно. Ну тут уж, как говорится, «каков поп, таков и приход».

Тем не менее, борьба за Химкинский лес является уникальным явлением. Это, пожалуй, первое столь масштабное и долгое проявление гражданской активности в деле защиты Лесопаркового пояса Москвы. И, вопреки расхожему мнению, что борьба за лес безнадежно проиграна, защитники Химкинского леса, представители неправительственных природоохранных организаций и инициативных групп граждан Москвы и Подмосковья уверены: эта история еще очень далека от завершения.

Сегодня открылся зимний лагерь защитников Химкинского леса. В лес приехали и журналисты, которым рассказали о ситуациях в подмосковных лесопарках в связи со строительством платных скоростных автомагистралей (химкинская дорога, увы, не единственная «горячая точка»).

Руководитель лесного отдела Гринпис Алексей Ярошенко представил собравшимся карту участков бывшего Лесопаркового защитного пояса Москвы, где происходит или ожидается застройка леса или его изъятия из общего пользования граждан. На карте видны масштабы потерь лесов бывшего Лесопаркового защитного пояса Москвы, которые произошли за время действия нового лесного законодательства. На сегодняшний день проблемных участков набралось более четырехсот! И это притом, что природоохранные организации знают далеко не обо всех происходящих или готовящихся захватах подмосковных лесных земель. По предварительной оценке уже утрачено около трети бывшего Лесопаркового защитного пояса Москвы. Это земли уже изъятые из свободного и бесплатного доступа граждан или сданные в аренду. При сохранении существующих тенденций, в течение ближайших десяти лет будет утрачено до 60 % подмосковных лесопарков.

Если вернуться к проблеме Химкинского леса, то стоит отметить вот что:

— во-первых, сохраняется немалая вероятность, что части трассы, которые нанесут непоправимый ущерб лесу – многочисленные крупные развязки, подъездные пути и места взимания платы за проезд – так и не будут построены. Да и судьба самой трассы пока не вполне ясна. Сегодня, кстати, не видно, чтобы трасса, которая, по заверениям чиновников, жизненно важна активно строится. Да и к самым проблемным и дорогим участкам строительства — Бусиновской развязке на МКАД и мосту через канал имени Москвы строители даже не приступали.

во-вторых, события нескольких лет борьбы за Химкинский лес ясно показывают, что химкинская трасса – это не просто дорога через лес, а ключ к разбазариванию остальных земель бывшего Лесопаркового защитного пояса Москвы, важнейший прецедент, от которого зависит судьба всех подмосковных лесопарков. Это понимают не только защитники леса, но и областные и федеральные власти, сами застройщики. И именно поэтому власть столь жестко настаивает на варианте прокладки трассы через Химкинский лес, а тех, кто пытается противостоять уничтожению леса, пытаются заставить замолчать. Причем для этого применяются цели, явно не соответствующие законодательству государства, считающего себя правовым.

К сожалению, попытка Дмитрия Медведева остановить прокладку трассы и вернуть ситуацию в законное русло (к той стадии, когда еще можно было выбрать иной, более короткий, дешевый и безвредный для окружающей среды вариант ее прокладки) успехом не увенчалась. Более того, она стала сигналом к еще более быстрому разбазариванию земель бывшего Лесопаркового защитного пояса Москвы. Сейчас, если не считать химкинской трассы, прокладываются или готовятся еще две новые автомагистрали – скоростного платного объезда города Одинцово и скоростного платного выезда на Нижегородское шоссе. В основном эти трассы идут по лесам, как и платная трасса «Москва – Санкт-Петербург».
«Распил государственных земель и, прежде всего, лесов, стал в нашей стране таким же бедствием, как и распил бюджетных денег, – говорит Алексей Ярошенко, руководитель лесной программы Гринпис России. – И если нецелевое расходование бюджетных денег оставляет граждан России без качественного образования, здравоохранения, охраны общественного порядка, то незаконный дележ государственных земель, особенно лесов, оставляет нас всех без благоприятной окружающей среды, право на которую закреплено в Конституции РФ. Мы, граждане России, должны противостоять этому всеми доступными нам законными способами».

Кроме строительства дорог в пределах бывшего Лесопаркового защитного пояса Москвы идет массовое освоение лесных территорий под индивидуальную и многоэтажную жилую застройку, размещение всевозможных торговых и развлекательных центров, строительство более мелких объектов инфраструктуры, леса передаются в так называемую «рекреационную» аренду, которая в конечном итоге обычно означает все ту же застройку.

Так что борьба за Химкинский лес — это борьба за наше с вами, гарантированное Конституцией право, на благоприятную окружающую среду. Хотелось бы, чтобы это наконец поняли не только экологи, но и чиновники, которые могут обогатиться за счет незаконных строек и уничтожения лесов, но никогда не смогу купить на эти деньги чистый воздух, чистую воду и здоровье.


Вид на просеку в одну и в другую стороны. Активных работ не наблюдается.


Многие уверены, что древесина с просеки идет в дело. Это не так. Штабеля бревен лежат под открытым небом. Видно, что многие лежат уже давно.


Руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко представляет карту участков бывшего Лесопаркового защитного пояса Москвы, где происходит или ожидается застройка леса или его изъятия из общего пользования граждан


У защитников леса появилась отапливаемая бытовка. Вагончик купили на пожертвования тех, кому судьба Химкинского леса небезразлична.


Внутри — тепло и уютно.


Кто-то по-прежнему ночует в палатках.


В лагере живет несколько кошек и пара щенков.


После окончания краткой пресс-конференции защитники леса и журналисты отправились в дубраву.


Любые попытки приступить к вырубке дубов останавливаются обитателями лагеря. На сегодняшний день просека здесь заканчивается.


Лидер движения в защиту Химкинского леса — Евгения Чирикова.