Зеленый Крест и Институт Блэксмита вновь назвали самые грязные места планеты
Неправительственная организация Швейцарский Зеленый Крест (швейцарские отделение международной организации Зеленый Крест) в сотрудничестве с Институтом Блэксмита из США опубликовала свой очередной доклад о самых загрязненных городах мира. Правда, это исследование уже подверглось острой критике специалистов, упрекнувших его составителей в политической ангажированности, нежелании вести объективный учет и пристрастности.В России самым грязным и проблемным с точки зрения экологии городом был назван Джержинск. А помимо городов и мест в России и на Украине, в список вошли также Матанса-Риачуэло (наличие летучих органических соединений, в частности толуола) в Аргентине, Хазарибаг (наличие хрома) в Бангладеш, Агбогблоши в Гане (наличие свинца, кадмия, ртути), Калимантан (наличие кадмия, ртути) и река Читарум (наличие химикатов) в Индонезии, дельта реки Нигер в Нигерии (наличие нефти), Кабве (наличие свинца) в Замбии. При этом 9 из загрязненных мест в первой «десятке» остались в списке со времени первой публикации доклада в 2006 и 2007 годах. Как утверждают составители «рейтинга», всего же в рамках нынешнего исследования была изучена ситуация в 3 тысячах проблемных мест на планете.
Впрочем, это может как свидетельствовать о сохранении экологических проблем, так и формальности подхода авторов. Сами сотрудники Зеленого Креста, в основе публикаций которых как ни странно только «бумажные» данные, при этом отмечают, что города постсоветского списка по сути «отбывают номер» за накопленное наследие тех времен, которое при всем желании так скоро не исправить.
Руководитель направления «Вода» и «Разоружение» Швейцарского Зеленого Креста Штефан Робинсон отмечает, что речь в данном случае идет о том большом объеме работ, которые еще предстоит сделать. «В России растет понимание того, что загрязнение — это серьезный вопрос, и существует государственная программа по его решению. Но я всегда говорил, что на территории бывшего Советского Союза все было таким огромным, что и сегодня объем скопившихся проблем больше, чем где бы то ни было в мире», — сказал Робинсон.
В качестве примера он остановился на ситуации в Нижегородской области. «На очистку территории такого города, как Дзержинск, хранящего накопленное наследство от 80 лет химической промышленности, легко потребуется несколько сотен миллионов долларов или, я бы даже сказал, миллиардов долларов», — заметил Робинсон. «И даже когда на эти цели есть деньги, нужна огромная инженерная работа, а также решить, куда девать токсичные отходы», — добавил эксперт. По его словам, «в России налицо быстрая тенденция к использованию передовых методов», но все же, «как и в других странах бывшего СССР, ощущается нехватка плана по обращению с токсичными отходами».
Новый доклад швейцарской организации и Института Блэксмита уже вызвал острую критику в экспертных кругах. Российские экологи, в частности, отметили явную пристрастность составления рейтинга самых грязных мест и городов на Земле. Во-первых, используются устаревшие данные, во-вторых, на ряд случаев откровенно закрываются глаза, тогда как в другим отношение весьма пристрастное. Во-вторых, очевидна и политическая ангажированность исследования — в рейтинге напрочь отсутствуют Китай с его сотнями зон совершенного фантастического промышленного загрязнения, включая столицу страны — Пекин, где царит жуткий смог, а также Япония, где произошла в 2011 году авария на АЭС «Фукусима».
Наконец, из внимания составителей доклада Швейцарского Зеленого Креста и Института Блэксмита почему-то выпали случаи техногенных аварий и катастроф, которые пагубно сказались на экологии ряда мест и городов. Речь идет о гигантской аварии на буровой платформе British Petroleum в Мексиканском заливе Deepwater Horizon в 2010 году, взрыве на алюминиевом заводе в Венгрии в 2010 году (разрушена плотина резервуара с отходами алюминиевого производства — красным шламом и около 1,1 млн. кубометров ядовитого вещества затопили 3-метровым потоком города Колонтар и Дечевер. Ничего не говорится в исследовании о повлекшим человеческие жертвы взрыве на заводе удобрений в Техасе в 2013 году, не говоря уже о катастрофе на химическом комбинате в Тулузе (Франция) в 2001 году. Тогда там взорвались 300 тонн нитрата аммония, были разрушены или повреждены тысячи жилых домов и зданий, в том числе почти 80 школ, 2 университета, 185 детских садов, без крыши над головой остались 40 000 человек, более 130 предприятий фактически прекратили свою деятельность.
По мнению эколога из города Дзержинска Асхата Каюмова, он не согласен с титулом своего города как одного из «самых грязных» в России.
— Дзержинск, конечно, не санаторий. И говорить, что в нем все хорошо и благополучно – это значило бы покривить душой. Проблем, конечно, много, но они, главным образом, унаследованы от СССР. Дзержинск можно назвать территорией накопленного экологического ущерба. Я далеко не уверен, что Дзержинск может претендовать на одно из 10 самых загрязненных мест мира. В Дзержинске идет процесс очищения глубинных захоронений отходов вредных производств. Можно спорить и обсуждать эффективность этого процесса, но он идет в нужную сторону, — заявил он BBC.
Представители российской экологической организации «Зеленый патруль» выразились более жестко. Директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов уверен, что представленный рейтинг крайне субъективен. Эколог считает, что брать за основу составления подобных списков голую статистику непрофессионально.
— Мы уже пять лет составляем экологический рейтинг субъектов России, а также перечень «100 главных загрязнителей России», поэтому знаем не понаслышке как следует профессионально подходить к формированию таких списков. Мы используем в качестве критериев 21 индикатор, в том числе класс опасности химический выбросов, численность жителей региона, удаленность производства от населенных пунктов, геоположение и даже частоту аварий ЖКХ. Только учет всех этих нюансов позволяет провести всесторонний и объективный анализ. Оперировать же голой статистикой, не понимая даже механизма распространения вредных веществ и степень их опасности для человека, не профессионально, — заявил эксперт.