25 April $92.51 €98.91

Государство устало от «Транснефти»

1 сентября в районе станицы Усть-Бузулукская Алексеевского района на магистральном нефтепроводе «Самара — Лисичанск» в Волгоградской области произошел прорыв нефтепровода и розлив нефтепродуктов на глубине 1,5 метра. Как сообщило издание «Аргументы недели», компания «Транснефть», которой принадлежит трубопровод, приступила к ликвидации последствий аварии с существенным запозданием, а службы МЧС не были даже оповещены о ней. «Фактически около полусуток информация о техногенной аварии скрывалась», резюмирует издание.По данным СМИ, это уже не первая подобная авария на трубопроводах «Транснефти». Как пишут «Аргументы недели» со ссылкой на «Комсомольскую правду», существует большая вероятность, что в ближайшее время государство переформатирует эту «естественную монополию».

Причины такого, на первый взгляд, неожиданного шага, как считают собеседники «КП», на самом деле, вполне очевидны. Как сообщили источники издания в Контрольно-ревизионном управлении администрации президента РФ, “суть идеи состоит в том, чтобы разделить транспортные и сервисные функции Транснефти и распределить их среди частных игроков на рынке. Рассматриваются, в первую очередь, компании с высокой долей участия государства в уставном капитале. Они эффективнее, чем громоздкая госкомпания Транснефть. Российские госмонополии перестали быть эффективными, к тому же транспортная система «Транснефти» строилась еще в 60-80-е годы и была ориентирована на страны Восточного блока. Сейчас, когда российский бизнес глобален, наличие такого транспортного монстра, просто бессмысленно”.

Конкретный механизм «расчленения» Транснефти приводит «КП»: «Контрольно-ревизионное управление администрации Президента должно провести аудит всех активов компании и дать им стоимостную оценку. Затем, используя механизмы Комиссии по ТЭК при Президенте РФ, будет выработан алгоритм разделения и сроки передачи активов крупнейшим игрокам на рынке. В числе возможных получателей – Лукойл, Роснефть и Газпромнефть», сообщает издание.

Помимо стратегических соображений, издание приводит мнение о том, что и высшее руководство страны раздражено политикой «Транснефти», которая ставила палки в колеса реализации плана Владимира Путина по поставкам нефти в Китай. «Первое лицо государства было крайне недовольно, когда узнало, что свои же люди упираются и не хотят согласовывать контракт на поставку нефти в Поднебесную. Это же проект, которые президент страны вынашивал много лет, и уж точно не ожидал, что хоть кто-то скажет какое-то слово поперек», пишет «КП» со ссылкой на сотрудника АП президента России.

Независимые эксперты нисколько не удивляются возможному разделу Транснефти.

— Стратегия Путина – это путь к наращиванию присутствия России на энергетическом рынке мира с его жесткой конкуренцией. Закрепление транспортных и сервисных функций за крупнейшими нефтяными компаниями мира даст небывалый синергетический эффект и упростит взаимодействие нс рынке. Лишние звенья только мешают бизнесу, — заявил вице-президент Центра политтехнологий Егор Чижов.