30 December $101.68 €106.1

Красная ель вернулась в Новую Англию

В семидесятые годы прошлого века красная ель была растительным эквивалентом канарейки в шахте — поскольку это дерево крайне чувствительно к любым загрязнениям, то оно использовалось в качестве индикатора чрезмерных кислотных дождей, наносивших ущерб лесам. Недавно сотрудники американского Федерального лесного управления и Университета Вермонта обнаружили удивительный факт — через три десятилетия ели стали чувствовать себя значительно лучше.Существенное сокращение числа красных елей было обусловлено тем, что в зимнее время хвоя повреждалась кислотными дождями, затем замерзала и погибала. Пол Шаберг, специалист по физиологии растений, со своими коллегами изучил популяцию красных елей в штатах Вермонт, Нью-Гемпшир и Массачусетс. Учёные обнаружили, что влияние чрезмерно холодной зимы 2003 г привело к угнетению растений в Новой Англии на долгие три года, и оказало существенное влияние на углеродный цикл.

Кроме того, они обнаружили и то, чего вовсе не ожидали.

„Мы были крайне удивлены тем, что эти деревья сейчас, судя по всему, чувствуют себя отлично”, — говорит соавтор опубликованного в журнале „Forest Ecology and Management” исследования Шаберг. Учёные обнаружили, что в настоящее время рост толщины деревьев является рекордным за весь известный период: он практически вдвое выше, чем в среднем за последнее столетие; ничего подобного ранее не наблюдалось. „Сразу задаёшься вопросом — почему?”, — говорит Шаберг.

Среди теорий, которые сейчас рассматривают Шаберг и его коллеги, можно выделить принятие Закона о чистоте воздуха в 1990 г — он помог значительно снизить уровень загрязнения серой и азотом. Другая возможная теория — красные ели могли получить преимущество из-за климатических изменений. Более тёплая зима означает, что хвоя повреждается гораздо меньше – а ведь именно это и было ограничивающим рост фактором. Учёным предстоит также выяснить, продолжится ли такой рост в будущем или резерв для него уже исчерпан.

Кроме значительного улучшения ситуации с ростом елей, Шаберг и его коллеги сумели дать ответ на вопрос, который сами себе изначально ставили — как повреждение хвои во время суровой зимы 2003 г повлияло на углеродный цикл? Как оказалось, даже одна холодная зима способна на длительное время угнетать жизненную активность растений, в результате чего поглощение ими углерода уменьшилось на величину, аналогичную сжиганию 1 млрд литров бензина.

Исторически красная ель была одной из важнейших пород деревьев в Соединённых Штатах. Хотя её использование в промышленности в Канаде продолжается и по сей день, в США недостаток земель и активное загрязнение среды привели к существенному сокращению численности елей.