22 December $102.34 €106.54

Изменение климата: тёплые слова, холодные воды

В последнее время возникла серьёзная дискуссия по вопросу о том, почему наблюдаемые на практике температуры отстают от температур, предусматривавшихся компьютерными моделями глобального потепления.

Появившееся на прошлой неделе сообщение, согласно которому текущая пауза в глобальном потеплении может быть связана с циклическим охлаждением вод Тихого океана, будет интерпретирована «климатическими скептиками» как доказательство того, что глобального потепления не происходит, а политиками – как причина забыть об изменении климата и вести дела как обычно. Обе этих реакции могут оказаться глубоко ошибочны.

В климатологии не существует серьёзных доказательств в пользу связи между объёмом выбросов диоксида углерода и ростом температур. В период между 1970 и 1998 годами планета нагревалась в среднем на 0,17 градуса Цельсия за десятилетие, а в период с 1998 по 2012 годы – только на 0,04 градуса. Количество углекислоты в атмосфере при этом продолжает расти – сейчас оно выше, чем когда-либо за последние 800 000 лет. 12 из 14 рекордно тёплых за период метеонаблюдений лет пришлись на период с 2000 года. Два последних года были отмечены катастрофическими наводнениями в Австралии и рекордными температурами в США. Темпы сокращения арктических льдов ускорились до такой степени, что некоторые климатические модели предполагают регулярное полное освобождение Северного Ледовитого океана ото льда, начиная с 2040 года – ожидается, что оно будет происходить каждый сентябрь.

Как следствие, возникли серьёзные споры по вопросу о том, почему наблюдаемые температуры не совпадают с теми, что предсказывались компьютерными моделями, и где же спряталась жара, которую должен был показывать всепланетный термометр. Одно из предположений – выдвинутое и частично подтверждённое в ходе не завершённых пока исследований – заключается в том, что нагреваются глубинные слои океанских вод. Таким образом, дополнительная теплота, которая должна была попасть в атмосферу, оказалась впитана океаном. Но вряд ли это стоит рассматривать как хорошую новость – атмосфера и океан влияют друг на друга, и любое запасённое океаном тепло рано или поздно вернётся в атмосферу непредсказуемым образом. Настоящий урок, который нужно вынести из этих исследований, заключается в том, что нам ещё очень многое предстоит понять в климатическом механизме планеты, и в частности точно установить, каким образом океан и атмосфера распределяют тепло от экватора к полюсам.

Согласно другому предположению, которое выдвинуто в последнее время, воздействие парниковых газов на атмосферу происходит со значительной задержкой. Подобно тому, как газовой конфорке требуется несколько минут, чтобы нагреть воду в стоящем на плите чайнике, так вложенной в атмосферу дополнительной энергии требуется одно-два десятилетия, чтобы проявить себя. И, значит, в течение ближайших десяти-двадцати лет рост температур будет наблюдаться независимо от того, начнут государства сокращать выбросы парниковых газов или нет. При этом, по мнению сторонников такой точки зрения, если мир всё же будет продолжать сжигать уголь, нефть и газ возрастающими темпами, то ко второй половине XXI века континенты могут перейти в новый климатический режим, когда самые прохладные летние месяцы будут значительно жарче самых жарких летних месяцев, наблюдаемых сейчас.