25 April $92.51 €98.91

«Рекламный» скандал привел к борьбе за чистоту российской прессы

Несколько крупных российских СМИ в июне оказались в центре скандала, начало которому положил иск директора по продажам одной из отечественных фирм Сергея Соловьева к журналу Forbes о защите чести и достоинства. Это произошло после того, как журнал опубликовал в апреле интервью с Соловьевым, где он представлялся как крупный бизнесмен и будущий кандидат в одну из городских дум на Урале.В рекламный отдел журнала поступил заказ на публикацию интервью, но оно оказалось «поддельным» — его сочинил предприниматель Андрей Михайлов, который сделал это для проверки «российских СМИ на продажность и способность отказываться от заказных материалов». Об этом пишет издание «Интеррайт», которое разбиралось в истории. Михайлов сам рассказал о мистификации и признался, что поместил в журнале подлинные фотографии Соловьева, которые нашел в одной из социальных сетей.

«Интеррайт» сообщает, что Михайлов много лет проявляет интерес к медийным проектам — еще в 1996 году он работал в предвыборном штабе Бориса Ельцина. Ему приписывают также изобретение «трафарета джинсы», который помогает находить в газетах заказные материалы — «джинсу», как они называются на журналистском сленге. И вот теперь, после инициированной Михайловым публикации в авторитетном журнале, ее «герой» Сергей Соловьев решил судиться с изданием, поскольку после этого с ним намерена развестись жена, заподозрившая Соловьева в сокрытии от нее больших доходов. «Интеррайт» считает, что рекламный отдел Forbes, не став выяснять достоверность предлагаемого материала, «схалтурил», результатом чего и стал конфликт с Соловьевым. Однако в редакции журнала уверены, что за факты, изложенные в рекламных текстах, ответственность несет рекламодатель.

Между тем, помимо Forbes, участниками скандальной истории стали многие издания, опубликовавшие интервью с «Соловьевым», среди которых «Комсомольская правда» и «Аргументы и факты». Обо всех этих случаях написала созданная в прошлом году «Газета о газетах», которая активно занимается поиском подобных скандалов, доказывающих, что за деньги в российских СМИ можно опубликовать что угодно.

Лента. ру, «МК», «Новая газета» критически отнеслись к «опытам» Андрея Михайлова, вывести журналистов на чистую воду, посчитав это псевдошпионской историей. Но «Интеррайт», в свою очередь, пишет, что от этой истории есть определенная польза: российские СМИ должны всегда действовать, основываясь на законах о рекламе, и более серьезно относится к проверке фактов, содержащихся в предлагаемых им рекламных текстах.

Сейчас в социальных сетях, например, ВКонтакте и Фейсбуке, созданы сообщества «За чистую прессу». Там уже звучат обещания озвучить подобные истории и, возможно, все это лишь начало всероссийской кампании.