15 January $103.44 €106.25

Социальные последствия атомной энергетики: что делать?

Гринпис России направил президенту РФ обращение более 1000 граждан, проживающих на загрязнённой радиацией реке Теча в Челябинской области, в котором они требуют восстановить уровень жизни, утраченный после сбросов радиоактивных отходов в Течу с ПО «Маяк».В письме говорится о судьбе жителей четырех населённых пунктов Муслюмово, Бродокалмак, Русская Теча и Нижне-Петропавловское, где проживает около 10 000 человек, и которые признаны правительством Российской Федерации подвергшимися радиоактивному загрязнению вследствие сбросов жидких радиоактивных отходов в реку Теча с ПО «Маяк».

Поступление жидких радиоактивных отходов в реку Теча происходит начиная с 1948 г. и продолжается до сих пор. При этом жители вынуждены контактировать с радиоактивной поймой и водой реки, в том числе использовать радиоактивно загрязненную воду для хозяйственных нужд.

«Росатом катком проехался по судьбам людей, при этом никакой ответственности за этих людей он не несёт, – говорит координатор антиядерной программы Гринпис России Лилия Иванова. – Те крохи, которые государство выделяет на компенсацию за проживание на радиоактивной территории, не могут компенсировать потерянное здоровье. Жители называют эти компенсации «гробовыми». Государство пошло ещё дальше – сейчас в рамках реформы здравоохранения сворачиваются специальные услуги для пострадавших от радиации».

Идеальным вариантом было бы переселение всех населённых пунктов, расположенных вдоль реки Теча.

«Почему этого не происходит, нам непонятно, – продолжает Иванова. – У государства есть средства на строительство новых АЭС, и не только в России. Новые АЭС строятся в основном за счет федерального бюджета, налогоплательщиков. То есть средства у государства, да и у Росатома – есть.

Гринпис обратился к главе государства с предложением включить переселение жителей Течи в разрабатываемую программу по ликвидации накопленного экологического ущерба. Мы будем следить за ситуацией вокруг теченских сел. Это будет показательно для российской и мировой общественности, чтобы понимать, насколько атомная энергетика может отвечать за последствия своей деятельности».