6 May $74.58 €89.68

Что хочет Гринпис от МЧС?

Экономика

Многие журналисты, блогеры и просто граждане России воспринимают Гринпис и МЧС как заклятых врагов, прилагающих массу усилий к тому, чтобы извести друг друга. Возможно, если смотреть на взаимоотношения между Гринпис и МЧС со стороны, не вдаваясь в подробности, то такое впечатление действительно может сложиться.На самом деле, Гринпис всего лишь пытается добиться от государства выполнения определенных действий, необходимых для охраны лесов и других природных территорий от пожаров, а МЧС является уполномоченным государственным органом, от которого зависит выполнение этих действий. Если бы большинство полномочий и средств, необходимых для обеспечения охраны природных территорий от огня, было сосредоточено в ином федеральном ведомстве (например, Рослесхозе или МПР) — деятельность Гринпис и МЧС, скорее всего, вообще бы никак не пересекалась. Ну а поскольку без реализации тех полномочий, которыми располагает МЧС, обеспечить пожарную безопасность на природных территориях нашей страны невозможно — нашим организациям приходится как-то взаимодействовать, и пока, к сожалению, не очень успешно.

Хотим мы от МЧС следующего.

1. Качественного информирования граждан России о чрезвычайных ситуациях, связанных с природными пожарами — как о текущей ситуации, так и об итогах по определенным периодом (месяцам, годам). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 376, пожары в зоне наземной охраны лесов, т.е. в относительно густонаселенных и транспортно освоенных районах страны, классифицируются как ЧС, если их площадь превышает 25 гектаров или продолжительность действия — двое суток. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868, МЧС организует сбор и обработку информации и информирование населения о чрезвычайных ситуациях, причем не только о возникших, но и о прогнозируемых. При этом сокрытие или искажение информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, рассматривается Уголовным кодексом РФ (ст. 237) как преступление — т.е. подразумевается, что предоставляемая населению информация о чрезвычайных ситуациях, связанных с лесными пожарами, должна быть полной и достоверной. Разумеется, должен выдерживаться разумный баланс между качеством информации и затратами на ее получение — с учетом современных технологий дистанционного мониторинга пожаров погрешность оценки площади крупных лесных пожаров и итогов за месяц или год не должна превышать 30%. В настоящее время официально распространяемые данные о площади лесных и торфяных пожаров обычно расходятся с реальностью в разы или в десятки, а иногда даже в сотни раз. Результатом предоставления гражданам и органам государственной власти недостоверной информации о лесоторфяных пожарах является принятие неадекватных и недостаточных решений по обеспечению пожарной безопасности природных территорий и по защите населения от огня и дыма.

2. Выработки и реализации разумной государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868, МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера, обеспечения пожарной безопасности. Проекты федеральных законов, имеющих отношение к пожарной безопасности, в обязательном порядке проходят согласование с МЧС и рассматриваются правительством, в состав которого входит министр С.К.Шойгу. Руководство МЧС обладает едва ли не самыми большими среди министерств и ведомств Российской Федерации административными ресурсами и возможностями влияния на законодательную и нормативно-правовую деятельность федеральных органов государственной власти. Несмотря на это, федеральные законы, разрушившие систему охраны лесов и других природных территорий от пожаров и не позволяющие восстановить эту систему (в том числе Лесной кодекс РФ 2006 года, федеральный закон от 29 декабря 2010 № 442-ФЗ и другие), были приняты без каких-либо возражений со стороны МЧС. Более того, разрабатываемые самим МЧС федеральные законы (в первую очередь — Технический регламент о требованиях пожарной безопасности и федеральный закон «О добровольной пожарной охране») также не обеспечивают охрану природных территорий и сельских населенных пунктов от пожаров. Именно отсутствие разумной государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами, стало главной причиной катастрофических лесных и торфяных пожаров в 2010-2011 г.г.

3. Обязательного реагирования на все сообщения граждан о возникших природных пожарах, принятия мер по учету и ликвидации этих пожаров. В соответствии с указом Президента РФ от 28 декабря 2010 года № 1632, на МЧС возложены функции координации работ органов государственной власти и местного самоуправления по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» («системы-112»). Таким образом, вопрос об организации системы работы с обращениями граждан, связанными с вызовом экстренных оперативных служб (в том числе для тушения пожаров на природных территориях), находится в компетенции МЧС. Необходимо сделать так, чтобы каждое сообщение гражданина или общественной организации об обнаруженном пожаре на природной территории регистрировалось, проверялось, информация направлялась в ту службу, в полномочия которой входит тушение данного пожара, и чтобы пожар учитывался в официальной отчетности как действующий вплоть до момента его реальной ликвидации. В настоящее время многие сообщения от граждан и общественных организаций о действующих пожарах остаются без ответа, и для того, чтобы добиться мер по тушению этих пожаров, гражданам приходится тратить значительные усилия на привлечение к ним внимания СМИ или правоохранительных органов.

4. Эффективной координации действий органов государственной власти разного уровня, подведомственных им организаций, и органов местного самоуправления по борьбе с природными пожарами. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868, именно МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности (это относится в том числе к чрезвычайным ситуациям, связанным с лесными пожарами). В настоящее время координация действий разных органов и организаций по борьбе с лесными пожарами отличается чрезвычайно низкой эффективностью, и зоны ответственности разных ведомств и организаций остаются в значительной степени неопределенными. Если пожар действует вне земель лесного фонда или земель особо охраняемых природных территорий, то постоянно возникают вопросы и споры о том, кто и за чей счет должен его тушить, в результате чего начало тушения часто задерживается на многие часы, дни, а иногда (при торфяных пожарах) и на месяцы. Порядок взаимодействия между МЧС и органами государственной власти по организации тушения природных пожаров определяется соглашениями с неясным правовым статусом, которые на практике обычно не соблюдаются. При тушении крупных лесных или торфяных пожаров нередко отсутствует координация между авиационными и наземными службами, лесохозяйственными организациями и подразделениями пожарной охраны, руководителями тушения пожаров и добровольцами, и т.д.

5. Разумных мер по поддержке развития пожарного добровольчества, или, как минимум, отсутствия действий, препятствующих развитию пожарного добровольчества. 22 мая 2011 года вступил в силу разработанный МЧС и подведомственным ему ВНИИ противопожарной обороны Федеральный закон № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране». Гринпис и другие общественные организации, имеющие отношение к пожарному добровольчеству, предупреждали, что в такой редакции закон принимать нельзя, поскольку он создаст непреодолимые бюрократические и финансовые препятствия для развития добровольной пожарной охране. Тем не менее, предостережения экспертов были проигнорированы, и законопроект был принят именно в предложенной МЧС редакции. За первые пять месяцев его действия в России не появилось ни одной общественной организации и ни одного добровольного пожарного, которые бы полностью соответствовали требованиям данного закона (в части вхождения в предусмотренные им реестры, определения состояния здоровья, прохождения профессиональной подготовки и т.д.). Возможно, такие организации и добровольцы появятся к следующему пожароопасному сезону, но их заведомо не будет много из-за чрезмерных ограничений, заложенных в законе о ДПО. В условиях небогатых сельских населенных пунктов и небольших предприятий препятствия для развития пожарного добровольчества, созданные данным законом, практически непреодолимы. Пока пожарное добровольчество понемногу развивается в обход данного закона, но это развитие, получившее мощный импульс после катастрофических лесных пожаров 2010 года, понемногу затухает, во многом из-за неадекватного законодательного и нормативно-правового регулирования. Те формы, в которых пожарное добровольчество начало развиваться самостоятельно после катастрофических пожаров 2010 года, никак не соответствуют требованиям закона, и неизбежно будут или вымирать, или действовать вне правовых норм без какого-либо взаимодействия с государством.

6. Качественного и результативного тушения природных пожаров, за организацию борьбы с которыми отвечает непосредственно МЧС или подведомственные ему организации пожарной охраны. Тушение подавляющего большинства пожаров на природных территориях обеспечивается организациями и людьми, никакого отношения к МЧС не имеющими (например, более чем 90% лесных пожаров тушат работники различных организаций лесного сектора). Однако, в ряде случаев за тушение пожаров на природных территориях отвечает именно МЧС. В частности, если природный пожар действует вне земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий, то за организацию его тушения, за отдельными исключениями, отвечает МЧС, в соответствии с заключенными между МЧС и органами государственной власти субъектов РФ соглашениями, утвержденными соответствующими распоряжениями Правительства РФ. Подведомственные МЧС подразделения пожарной охраны действительно организуют начало тушения таких пожаров, но в ряде специфических случаев не доводят тушение до конца, и оставляют пожар действующим. В особенности это касается торфяных пожаров: как правило, подведомственные МЧС организации лишь притушивают торфяной пожар с поверхности, добиваясь временного прекращения дымления, и отчитывают пожар как «ликвидированный в день обнаружения». За редчайшими исключениями, самостоятельный контроль качества тушения торфяных пожаров (промер температуры в глубине торфяной залежи, контроль за состоянием предположительно ликвидированных очагов тления в последующие дни) организации, подведомственные МЧС, не проводят. Из-за этого в подавляющем большинстве случаев тление торфа в последующем возобновляется, и может приводить к катастрофическим пожарам с гибелью населенных пунктов и человеческими жертвами (как это было в 2010 году).

7. Эффективной борьбы с практикой выжигания сухой травы, стерни, тростника, соломы и иной сухой травянистой растительности. Палы сухой травянистой растительности являются одним из главных источников лесных и торфяных пожаров, причем доля лесоторфяных пожаров, возникших в результате палов сухой травянистой растительности, с каждым годом растет. Сухую травянистую растительность выжигают не только обычные хулиганы, но и работники сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, органов местного самоуправления, организаций, эксплуатирующих дороги и иные линейные сооружения, неадекватные граждане — пироманы и т.д. Палы сухой травянистой растительности приобрели масштабы общенационального бедствия, эффективно бороться с которым в рамках отдельных регионов, министерств и ведомств, отвечающих за те или иные земли, невозможно. Необходима мощная целенаправленная работа государственного органа, отвечающего за выработку и реализацию государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности, а таким органом как раз является МЧС России. Необходимо введение полного и безусловного запрета на сжигание сухой травы, стерни, тростника, соломы и иных растительных остатков вне специально приспособленных для этого площадей, огороженных препятствиями, абсолютного исключающими распространение огня на сопредельные территории. Необходимо законодательно установить механизм изъятия земельных участков у собственников, владельцев и пользователей, которые допускают выжигание растительности на этих участках, ввести административную, а в случаях причинения значительного вреда — уголовную ответственность за указанные правонарушения. Соответствующие правовые нормы, исключающие неоднозначное толкование, должны быть внесены в Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Лесной кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс, Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации и в нормативно-правовые акты министерств и ведомств, обеспечивающие реализацию требований пожарной безопасности.

Источник: Гринпис