18 April $94.32 €100.28

Останки гигантского ископаемого верблюда найдены в Арктике

Верблюды хорошо известны своей способностью выживать в жарких и сухих условиях пустынь, но, как выясняется, раньше они процветали и при более холодном климате.

При раскопках в арктических районах Канады учёные извлекли из земли останки гигантской разновидности верблюда. Анализ белка из найденных костей показал, что это создание, жившее около 3,5 миллиона лет назад, было предком современных видов верблюдов. Отчёт об исследовании опубликован в журнале “Nature Communications”.

Доктор Майк Бакли из Манчестерского университета, автор отчёта, сказал, что наиболее интересной стороной этого открытия является место обнаружения останков – оно стало самой северной точкой планеты, где когда-либо обитали верблюды.

Эпоха среднего плиоцена была одним из теплых периодов в истории Земли, однако выживание в арктических условиях оставалось трудной задачей. Древние верблюды, вероятно, должны были бороться с долгими и суровыми зимами и отрицательными температурами, со снежными бурями и месяцами постоянной темноты. Впрочем, в то время полярная зона, скорее всего, была покрыта лесами.

Хотя учёным уже в течение некоторого времени известно, что верблюды обитали в Северной Америке (древнейший из них жил 45 миллионов лет назад), их крайне удивила находка верблюда в таких высоких широтах. На протяжении трёх экспедиций, первая из которых началась в 2006 году, исследователи из Канадского музея природы собрали на канадском острове Элсмир 30 фрагментов костей ног. Их размер указывает на то, что ископаемое животное было приблизительно на 30% больше современных верблюдов – их лопатки находились на высоте около 2,7 метра от земли. Палеонтологи полагают, что, за исключением величины, этот вид верблюда был внешне похож на современные виды, хотя, возможно, и обладал густой мохнатой шубой для сохранения тепла.

Для дальнейшего исследования группа извлекла из останков коллаген (доминирующий в костях белок) и сравнила его с коллагеном других ископаемых и современных видов. Как заявил доктор Бакли, эти исследования показали, что обнаружен прямой предок современных верблюдов, причём открытие бросает новый свет на эволюцию этих животных.

– Вероятно, многие эволюционные достижения верблюдов, о которых мы сейчас знаем, первоначально предназначались не для жарких пустынь, а для ледяных, – объяснил он.

Так, учёные считают, что горб верблюда (где хранится жир, а вовсе не вода, как думают многие) первоначально обеспечивал резервы питания, необходимые для шестимесячной арктической зимы. Большие глаза верблюдов, вероятно, помогали им видеть в условиях низкой освещённости, а их плоские ступни были полезны для прогулок по снегу, как сейчас – по песку.