25 April $92.13 €98.71

Сергей Собянин не принял экологическую программу Москвы

Мэр Москвы Сергей Собянин на заседании правительства столицы отправил на доработку проект госпрограммы города «Охрана окружающей среды» на 2012-2016 годы, потребовав учесть мнение экспертного сообщества.Ранее, руководитель Московского городского общества защиты природы Галина Морозова заявила о намерении в случае принятия программы обратиться в Генпрокуратуру РФ и к президенту РФ, чтобы не допустить ее реализации, а также к мэру Москвы Сергею Собянину, чтобы обратить его внимание на нарушения при проведении общественных слушаний.

В свою очередь, некоторые экологи, представители РАН и Всемирного фонда дикой природы (WWF), раскритиковали проект программы, заявив, что она опасна для окружающей среды и не улучшит экологическую обстановку в городе. Одним из спорных моментов стало то, что на улучшение качества воздуха предусмотрено лишь 0,04% от бюджета программы, а 70% средств, по словам экологов, планируется выделить на застройку охраняемых природных территорий города, парков и скверов. При этом специалисты из «Мосэкомониторинга» и Института физики атмосферы дают положительную оценку документу. Программа была отправлена на проверку в Минприроды.

Как подчеркнул столичный градоначальник, в настоящее время около 90% всех вредных выбросов в городе составляют выбросы от автомобилей. По действующему законодательству с 2012 годапредусмотрено более активное внедрение топлива не ниже класса «Евро-4», однако правительство РФ планирует пересматривать эти сроки, в связи с чем будут меняться и показатели городской программы.

Обсуждая одну из самых острых проблем — уменьшение выхлопов от автомобильного транспорта, эксперты сходятся во мнении: только ограничительными методами ничего не добиться. Например, как заставить автолюбителей покупать машины, соответствующие только стандартам не ниже Евро-3? «Да, конечно, при переходе на Евро-4, столичный воздух станет чище примерно на 10 процентов, — считает директор Института физики атмосферы Александр Гинзбург. — Но наши нефтеперерабатывающие предприятия не готовы насытить столицу таким количеством очищенного топлива. Более разумными представляются шаги столичного правительства по закупке новых видов автобусов, работающих на топливе Евро-4 и Евро-5, а также развитию такого экологически чистого транспорта, как трамваи и метро».

По экспертным оценкам, 90% от суммарного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходится на автотранспорт: только в 2010 г. в воздух попало около 1 млн тонн вредных веществ.