2 January $101.68 €106.1

С запретом астрономии в России поспешили

Идея с запретом астрономии, а также литературы по этой научной дисциплине в России может оказаться преждевременной и провокационной. Об этом заявил директор Центра «Контр-Политика» Тимофей Ряполовский. Напомним, ранее в блогосфере и российских СМИ появилась информация о намерении группы «православных молодежных активистов» собрать 100 тысяч подписей в пользу запрета этой науки в России. Активисты также предложили закрыть все обсерватории и планетарии в стране, запретив при этом продажу телескопов населению.- Безусловно, в Интернете немало фриков, которые предлагают те или иные экстравагантные идеи, — заявил Тимофей Ряполовский. — Однако их апелляция к тому, что изучение астрономии, которую они называют «буржуазной лже-наукой», вредит основам российской цивилизации, наносит ущерб православной вере и вносит раскол в общество — несколько надумана. Во всяком случае, пока представители государства или Русской православной церкви открыто не выступали против изучения небесных объектов.

Между тем, следует напомнить, что в последние годы астрономия в России стала де-факто «закрытой» для изучения школьниками дисциплиной. С 2008 года министерство образования РФ не может утвердить учебник для преподавания в средних школах, а сам предмет стал необязательным для изучения. Кроме того, преподавателей астрономии практически перестали готовить в российских педагогических университетах.

 — Представители научной общественности, преподаватели школ и ВУЗов неоднократно уже обращались к правительству России и министерству образования с требованием включить курс астрономии в старшие классы средней школы. Астрономия — это мировоззренческая научная дисциплина, она позволяет детям и подросткам получать основной багаж знаний об устройстве Вселенной, — заявил NUUS заслуженный преподаватель РФ Семен Моргенштерн.

По его словам, «ликвидация астрономии в средней школе неминуемо создает благоприятную почву для повсеместного распространения лженаучных представлений о мире в условиях, когда научно-популярная литература недоступна широким кругам населения из-за высоких цен». Подобные заявления уже неоднократно делали известные российские ученые, однако правительство Владимира Путина, а затем и Дмитрия Медведева не обращали на это никакого внимания.

 — Печально и то, что астрономия никак не преподается даже на физических факультетах многих российских профильных институтов, что обрекает нашу страну на настоящую «астрономическую безграмотность», — сетует Моргенштерн.

Напомним, представители «православных молодежных движений», как об этом сообщал портал The KremlNews и ряд других СМИ, намерены собрать более 100 тысяч подписей, а также обратиться к Президенту и Патриарху России с письмами о необходимости запрета астрономии в России. Некоторые из них считают, что последние данные астрономической науки, позволяющие судить о бесчисленном множестве миров в нашей Вселенной, прямо угрожают основам российской духовности и православия.

 — На первый взгляд, такая идея кажется сплошной провокацией. Однако, не будем забывать, что в нашей стране представители «патриотических» движений уже сжигали неугодные книги, избивали представителей секс-меньшинств, пытались запрещать концерты и выступления. Поэтому нынешняя инициатива находится вполне в русле возврата России в мрачное Средневековье, где пышным цветом расцветают мракобесие, обскурантизм, невежество, агрессия и злоба, — считает российский писатель-фантаст Александр Деревянко.

По мнению Тимофея Ряполовского, если движение «Долой астрономию!» все же появится весной этого года, как было обещано его активистами, далеко не факт, что РПЦ и Кремль сходу поддержат его.

 — Но нельзя исключать и вариант «мягкой поддержки». Ведь нынешняя кампания по росту влияния РПЦ в обществе имеет свой конкретный смысл — правящий режим намерен включить церковь окончательно в свой контур. А с учетом нашего ордынского и византийского духовного и политического наследия, тезис о том, что «начальство от Бога» вполне может помочь власти хотя бы частично решить проблему своей легитимности, — подчеркнул он.