19 April $94.09 €100.53

От климатических соглашений в Дохе выиграли развивающиеся страны

Конференция по изменению климата, закрывшаяся в Катаре после двух недель заседаний, принесла результат в виде «помощи» бедным странам за «вредное воздействие» выбросов. Кроме того, ЕС, Австралия и Норвегия подписали соглашение о дальнейшем сокращении объёмов выбросов.

Бедные государства добились исторического признания, что положение, в котором они оказываются из-за негативного воздействия климатических изменений, требует от богатых стран выплаты средств, направленных на восстановление причиняемого ущерба. Развивающиеся страны получили такие гарантии впервые и впервые же выражение «потери и ущерб, наносимые изменением климата» было внесено в официальный международный документ.

В ходе двухнедельных переговоров ООН по климату, проводившихся в Катаре с участием 195 стран и завершившихся марафонским 36-часовым итоговым заседанием, развивающиеся страны яростно сражались за эту уступку. Рональд Жумо, представлявший Сейшельские острова, так высказался в адрес представителя ООН:

– Если бы у нас было больше амбиций [относительно снижения выбросов развитыми странами], нам бы не требовалось запрашивать так много [денег] для адаптации [к изменениям климата]. А если бы у нас было больше денег на адаптацию, мы бы сейчас не искали средства на компенсацию потерь и ущерба. И какая потеря будет следующей? Потеря наших островов?

Но все обещания и разговоры прежде ни к чему не вели ввиду отсутствия официального соглашения об ответственности или о необходимости платить компенсацию со стороны развитых стран. США заняли резко отрицательную позицию по первоначальным предложениям относительно «потерь и ущерба», которые требовали организации нового международного учреждения для сбора средств и их распределения среди уязвимых стран. Представители США также ясно дали понять, что ни использования слова «компенсация», ни какого-либо другого термина, связанного с ответственностью, они не допустят, чтобы не открыть тем самым пути для всесокрушающей волны судебных процессов. Вместо этого направляемые средства были квалифицированы как «помощь».

Ключевые вопросы остались без ответа, в том числе и вопрос о том, должны ли средства, касающиеся «потерь и урона», поступать из существующих бюджетов для организации гуманитарной помощи и помощи при катастрофах. США – один из крупнейших мировых доноров этих бюджетов, направляющий средства и из общественных, и из частных источников. Проблема в том, что трудно отделить урон, наносимый изменениями климата, от урона, наносимого другими природными катастрофами. Другой важный вопрос – как будут распределяться средства. Развивающиеся страны выступали за учреждение нового института – например, в форме банка – но США выступили против, поддержав вместо этого использование существующих международных учреждений. Всеми этими проблемами придётся заниматься уже в Варшаве, на следующей климатической конференции, которая состоится в 2013 году – и по ним ожидается очень жёсткая дискуссия.

Рут Дэвис, политический советник Гринпис, так оценила ситуацию:

– Принятый текст – всего лишь начало процесса. Нужно собрать механизм в окончательном виде. Но он всё же концентрирует внимание на том факте, что наилучший интерес для всех стран мира – начать снижать свои промышленные выбросы как можно быстрее.

Кроме того, правительства ряда стран спасли Киотский протокол, первоначальных целей которого планировалось достичь к концу текущего года, и продлили его существование. ЕС, Австралия, Норвегия и несколько других развитых стран согласились принять новые цели по сокращению выбросов в рамках Киотского соглашения, наметив их реализацию на 2020 год.

Особый вопрос переговоров – привлечение США, отказавшихся ратифицировать Киотский протокол – был закрыт. Это позволит перевести теперь все дискуссии в формат обсуждения глобального климатического соглашения, которое потребует сокращения выбросов и от развитых, и от развивающихся стран. Такое соглашение предположительно будет подписано в 2015 году, на конференции в Париже, и будет рассчитано на вступление в действие в 2020 году.

Три следующих года переговоров по этому соглашению будут труднейшими во всей истории переговоров по климату – мир чрезвычайно изменился и с 1992 года, когда была подписана Конвенция ООН по изменению климата, и с 1997 года, когда Киотский протокол привёл к резкому расколу между развитыми странами (от которых требовали сокращения выбросов) и развивающимися странами (от которых этого не требовали). Китай тогда классифицировался как развивающаяся страна – и хотя для тех 60 миллионов китайцев, что живут в крайней нищете, это всё ещё верно, но сам Китай теперь является крупнейшим мировым производителем, а вскоре он превзойдёт США и по объёму экономики. Между тем ясно и намерение Китая упорствовать в отстаивании своего статуса развивающейся страны, и необходимость для стран, классифицированных в 1997 году как развитые, продолжать нести основное бремя по сокращению выбросов и по финансированию бедных стран с целью помочь им сократить выбросы и справиться с изменением климата.