23 April $93.29 €99.56

Канадские леса оказались устойчивыми

Бореальные леса канадской провинции Северная Альберта продемонстрировали удивительную способность противодействовать вторжению человека, полагают специалисты Университета Альберты. Тем не менее они предупреждают, что у местных ландшафтов все же есть предел адаптационных возможностей.Исследовательская группа, возглавляемая Стивеном Майором, обнаружила, что в определённый отрезок времени растительность бореальных лесов начинает реагировать на человеческую деятельность — вроде строительства железных дорог или ферм — увеличением общего биологического разнообразия.

Исследователи подсчитали число разновидностей растений во всей Северной Альберте, занимающей площадь большую, чем вся Германия. После этого были использованы данные спутниковой и аэрофотосъемки, чтобы сравнить разнообразие растительности на участках земли, затронутых человеческой деятельностью, и пока человеком не тронутых. Ожидалось, что повышенная степень антропогенного влияния приводит к пониженной численности видов флоры. Однако, полученные результаты заставляют предполагать ровно обратное — биоразнообразие выше там, где люди ведут свою деятельность.

Тем не менее, Майор отмечает, что здесь есть критическая точка. Если антропогенный фактор влияет на ландшафт более чем на половине какой-либо территории, то достигается определённый порог, после которого разнообразие растений идёт на убыль. „Отмечено, что если визуально более 50% местности затронуто человеческой деятельностью, то количество местных видов бореальных растений начинает снижаться”, — говорит Майор.

Специалисты получили неожиданные результаты при сравнении данных по районам со следами человеческого присутствия и совершенно нетронутым. Оказалось, что общее биологическое разнообразие растительной жизни в районах с более чем 50-процентным антропологическим влиянием превосходит таковое в районах с нетронутой природой — в частности, на территории канадского Национального парка лесного бизона.

„Результаты исследования заставляют предположить, что растения благополучно переживают появление ферм, лесничеств, даже мест добычи угля или газа — но только в умеренном объёме.  Есть вполне чёткие и предсказуемые границы выносливости природы”, — отмечает Майор.

Интересно, что исследование вскрывает одну важную тенденцию: антропогенный фактор увеличивает численность одних видов за счёт других. Так, местные разновидности, произраставшие в канадских лесах в течение тысячелетий, сменились растениями из Европы и иных чуждых экологических систем.  Данное исследование, в котором были использованы данные о всей Северной Альберте, включая нефтеносные пески, является наиболее масштабным в своей области.