28 March $92.59 €100.27

Лишайники могут выжить в космосе

Исследования Европейского космического агентства не только помогают в создании защиты от солнечного излучения, но и подтверждают теории, согласно которым жизнь пришла на Землю из космоса.В 2008 году на модуль МКС «Коламбус» были доставлены экспериментальные кассеты с органическими соединениями и организмами, чтобы проверить их реакцию на открытый космос.

Когда астронавтам необходимо покинуть станцию, для подготовки защитных костюмов, могущих противостоять экстремальным условиям, уходят часы. Тем не менее, не предпринималось никаких мер для защиты кассет с бактериями, семенами, лишайниками и водорослями, прикреплённых ко внешней части космической станции.

«Мы пытаемся обнаружить границы для существования жизни», — объясняет сотрудник ЕКА Рене Демец.
Наша атмосфера защищает земную жизнь, поглощая вредоносные УФ-лучи и стабилизируя температуру. В космосе, напротив, экспериментальные образцы подвергались мощному воздействию солнечной энергии. Отчасти излучение блокировалось корпусом космической станции, но, тем не менее, образцы выдержали колебания температуры от -12ºC до +40ºC более 200 раз, находясь при этом на орбите Земли. В 2009 году экспериментальные материалы вернулись на Землю, а теперь обработанные и систематизированные результаты были опубликованы в специальном выпуске журнала «Астробиология».

Лишайники продемонстрировали уникальную устойчивость — после возвращения в привычную среду, некоторые виды начали нормально расти. Как объяснил г-н Демец: «Эти организмы впадают в спящее состояние и ожидают, когда появятся более благоприятные условия». Такие лишайники уже вызвали интерес со стороны косметических компаний. Если они способны переносить солнечное излучение в течение 18 месяцев, то, возможно, более специализированные исследования помогут создать ингредиенты для защиты от солнца.

Живые организмы, которые могут выжить в открытом космосе, служат аргументом в пользу теории панспермии, предполагающей, что жизнь способна распространяться с одной планеты на другую, и, быть может, даже между различными солнечными системами. Представляется возможным, что жизнь распространяется с помощью астероидов. В настоящее время Европейское космическое агентство ведёт дальнейшие исследования в рамках данной теории.