25 April $92.13 €98.71

«За пять лет существования Национальный органический союз оправдал все ожидания» — Сергей Бачин

Пресс-конференция, состоявшаяся в агентстве РИА Новости, была приурочена к юбилею Национального Органического союза. Со дня подписания меморандума о его создании прошло пять лет. Участники мероприятия поделились мнениями о становлении отрасли и фактическом положении дел. Обсуждались также планы развития на ближайшую перспективу.Пять лет назад крупные производители «органики» России решили, что вместе легче осуществлять основную цель – стать конкурентоспособным и полноправным участником мирового сообщества в данной отрасли. Это стремление к объединению претворилось в жизнь 17 мая 2013 года. Основной функцией НОС является развитие органики в сельском хозяйстве и расширение рынка, формирование соответствующей законодательной базы.

«За прошедшие 5 лет мы пришли к пониманию вопроса»

Одним из основателей НОС является Сергей Бачин, председатель совета директоров ГК «Агранта». «Самое главное, мы достигли понимания вопроса. До создания НОС люди не знали, о чем идет речь, когда говорили об органике. Теперь эта тема все чаще обсуждается в обществе», — подчеркивает эксперт. Этому во многом способствуют 3 государственных стандарта, принятых при содействии союза. Сейчас в Госдуме рассматривается еще один законопроект, регулирующий вопросы об органическом производстве.

«С другой стороны, темпы развития несколько снизились из-за экономического кризиса. Но участники пресс-конференции уверены, что ситуация вполне управляема, и количество потребителей органики растет с каждым годом. Вселяет надежду и то обстоятельство, что союз укрепился такими крупными игроками на данном рынке, как ШтефанДюрр, HIPP Россия, ожидается пополнение сообщества новыми членами”, — делится своим мнением Илья Калеткин, председатель совета директоров группы компаний «Аривера».

Холдинг «ЭкоНива», основанный Штефаном Дюрр, был единственной компанией, поставляющей органические продукты в страны Европейского союза. По его мнению, создание НОС стало большим толчком для развития этой отрасли. Самое главное, удалось преодолеть различие во мнениях и объединить разные течения в данной сфере. Раньше каждая компания, занятая в производстве и реализации органического продукта варилась в собственном соку, работала как хочет, и как может. Например, компания «Азбука Вкуса», гендиректором которой является Владимир Садовин, начала торговать органикой 15 лет назад. Имея 8 магазинов она свободно могла полностью обеспечить нужды города, но отсутствие полноценной просветительской работы стало серьезным препятствием – большинство покупателей абсолютно не знали об органике. Другой значимой проблемой является борьба с контрафактной продукцией. Почти в каждом регионе найдутся компании, фальсифицирующие органическую продукцию, выдавая подделку за оригинал. В результате среди покупателей пропадает доверие к производителям органики.

Максим Качан, председатель совета директоров «АгроРост», относит производство органики к инновационным секторам, в котором задействованы новейшие технологии в производстве и переработке продукции.  Одним из трудностей, с которыми сталкиваются производители органики, это сложность привлечения новых технологий извне, многое приходится разрабатывать самим. Другой проблемой является снижение доходов населения и их платежеспособности. Во многом причиной этому является макроэкономическая политика правительства. Но эти трудности преодолимы, считает Максим Качан, благодаря профессионализму нового руководителя Олега Мироненко.

НОС объединил близких по духу людей, готовых действовать сообща, так легче вести работу, разрабатывать новые законодательные инициативы и проекты, лоббировать их при необходимости.Достоинства и недостатки ожидаемого закона об органикеПервая версия закона РФ об органике появилась в 2013 году. По прошествии пяти лет этот законопроект наконец-то внесен на обсуждение депутатов Госдумы. Вероятно, что этот правовой акт примут к концу текущего года, а вступит в действие в начале следующего года.

НОС принимал непосредственное участие в разработке законопроекта. Насчет его качества высказываются разноречивые мнения. Есть те, которые считают, что жить без какого-либо законодательного акта лучше, чем принятие закона плохого качества.

Среди скептиков можно отметить Илью Калеткина, который считает, что текст законопроекта сырой и его требуется доработать. В этом направлении ведется работа, много усилий вкладывает исполнительный директор НОС Олег Мироненко. Он регулярно проводит встречи с членами соответствующего Комитета Госдумы. Штефан Дюрр также против его принятия. Он полагает, что сектор пока развит недостаточно, до принятия закона необходимо принять знак сертификации товара, добиться доверия потребителя и государства, а без этого можно провалить неплохую идею.

Сергей Бачин, наоборот, настроен оптимистично, он высоко оценивает сам факт принятия закона. По его мнению, что имеется единый стандарт, которому российские производители органики полностью соответствуют. Государственное регулирование стандарта позволит добиться того, чтобы все действовали по стандарту. Контроль над сертификацией должна взять на себя государство. Все добросовестные предприниматели уже примкнули к НОС, а есть еще те, которые ведут наблюдение за работой сообщества. «Уже имеется значок производителей органики, который можно будет развивать, – говорит он, – на сегодняшний день принято 3 стандарта, с их помощью можно определить принадлежность продукции к органической или нет. Главное достоинство закона – содействие в противодействии к контрафактной продукции. А недостатки в тексте можно скорректировать. Закон об органике, принятый в Европе 25 лет назад, значительно отличается от его нынешнего вида. Поэтому призываю спокойно идти по пути прогресса, принимать решения и законы, необходимые здесь, и сейчас».

Как избежать путаницы в обозначениях продукции?

Сегодня потребитель не разбирается в обозначениях на упаковке товара. Среди участников пресс-конференции этот вопрос также вызвал бурную дискуссию. По словам Ильи Калеткина, в проекте закона защищено только понятие об органике, а слова и «био» и «эко» остались без защиты. В качестве ответа Сергей Бачин возразил, что в Европе все эти три понятия тождественны и взаимозаменяемы, а в США также защищен только термин «органик». Закон, защищающий хоть одно понятие – это шаг вперед, а насчет остальных двух терминов можно поспорить после, и решить присоединять их сюда или нет. Очень много товаров «био» и «эко», стоящих на полках сейчас, не соответствует стандартам органики.Как бороться против фальсификата?

По мнению Сергея Бачина, принятие закона способствует востребованности органической продукции, она будет расти с достаточно высокими темпами. В связи с этим, ожидаемо появление фальсификата, как и в Европе после принятия у них закона. Трудно вообразить сейчас объем производства контрафакта, нечистых на руку предпринимателей у нас в стране хватает. Торговые сети должны относиться к вопросу серьезно, все честные компании, такие как «Азбука Вкуса», присоединятся к этому, отметил Сергей Бачин. «Одним из путей борьбы может стать выпуск даббл-чеков. – считает руководитель компании «Азбука Вкуса» Владимир Садовин. – С введением торгового эмбарго, на рынке появилось много подделок, приходится вести постоянный и тщательный контроль».

Кто должен сертифицировать органику?

Сергей Бачин считает, что сертификатор должен быть аккредитован в соответствующем государственном органе. Целесообразно также опубликовать списки недобросовестных специалистов. Важно, чтобы сертификацию проводили работники с высоким профессионализмом.

Перспективы развития

Планы дальнейшего развития тесно связаны с популяризацией органической продукции, за нею будущее, ее развитие зависит от масштабов и темпов внедрения инновационных технологий, резюмирует Бачин. Вторая, и не менее сложная задача связана с борьбой против контрафакта. За 5 лет работы сформировалась четкая позиция, направленная на развитие производства органики по законодательному пути. Сейчас Россия занимает 14-ю позицию по сертификации земли, 135-е место по сертификации производителей. Перспективу развития отрасли четко выразил Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Он считает, что ресурсы страны позволяют произвести не менее 10% объема мирового производства органики.

Бачин Сергей Викторович: краткая биография

Сергей Бачин уроженец г. Ковров Владимирской области, родился 18 ноября 1963 года. Физический факультет МГУ окончил с отличием. Трудовую деятельность начал в ГЕОХИ РАН им. В.И. Вернадского.

Обучался в США: UniversityofHartford по направлению «Корпоративные финансы» завершил успешно, в результате чего ему присвоили степень «Мастера делового администрирования» с вручением сертификатов «Certifiedmanagementaccountant» и «Certifiedpublicaccountant». Последующие 4 года он проработал в местной компании Pratt&Whitney.

Возвратившись в Россию он работал в холдинге «Интеррос», где раскрылись его таланты способного управленца. Это способствовало его карьерному росту – в 2003 году он назначен на должность гендиректора «Открытых инвестиций» (ОАО «ОПИН»), где проработал до 2009 года. За этот период он воплотил в жизнь ряд значимых девелоперских проектов.

В 2008 году Сергей Бачин учредил ГК «Агранта» для ведения девелоперской деятельности. Проекты рекреационно-туристических зон «Завидово» и «Ярославское взморье» осуществлены в этот период. На реализацию этих проектов вложено свыше 13,4 млрд. рублей, а объем туристического потока составит 150 тыс. человек.

В 2009 г. Бачин добровольно уходит с поста руководителя ОАО «ОПИН», чтобы осуществить реализацию крупномасштабного проекта горнолыжного комплекса «Роза Хутор». В 2010 году возглавил дочернюю компанию ХК «Интеррос» – фирму «ПрофЭстейт»,отвечающей за возведение олимпийских объектов. Этот проект принес предпринимателю Орден Александра Невского.

В 2011 году он становится участником ФЦП, активно поддерживающей развитие отечественной туристической отрасли. На основе личного опыта и анализа органического производства в 2016 году опубликовал книгу «Органика. Мифы и реальность».

В 1918 году ГК «Агранта» приобрел Даниловский и Угличский маслосырзаводы, ознаменовавший начало органического производства в Ярославской области. На реконструкцию заводов направлено около 1,5 млрд. рублей, а их совокупная мощность составит 7,5 тыс. тонн сыра.