18 November $65.99 €74.9

Последние новости

Подведены итоги проверки учителей на профпригодность

Глава Федерации бокса поддержал переименование магаданского аэропорта в честь Высоцкого

В районах Татарстана состоится голосование на референдуме по самообложению граждан

ГК «А101» Михаила Гуцериева откроет в «Испанских кварталах» детскую школу единоборств

Туристический потенциал регионов России представлен в рамках миссии Минпромторг в Китае

Ростех испытал оборудование для мониторинга качества воды на Байкале

Зеленое озеро в Медногорске угрожает экологии всего района

Будущее автомобильного транспорта определят технологии и автоматизация, однако на этом пути придется преодолеть немало серьезных препятствий, свидетельствуют результаты нового исследования IRU

Исаак Калина: в вузы придут школьники, привыкшие работать с современными технологиями

От финансиста к артисту:как изменился топ-5 арендаторов офисов за 5 лет

Нефтяники России ждут закона о магистральном транспорте нефтепродуктов

Экономика

Правительство РФ снова включило режим паузы в принятии закона «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов», сообщает сайт ЭнергоНьюс.  Проблемы, назревавшие последние двадцать лет и требующие «еще вчера» активных решений, не решаются до сих пор. Отрасль лихорадит, нефтяники с нетерпением ждут утверждения закона, правительство опять «зависло».

22 августа на совещании у вице-премьера РФ Дмитрия Козака было принято решение отправить на очередную доработку законопроект «О магистральном трубопроводном транспорте нефти и нефтепродуктов», разрабатываемый министерством энергетики. Следующее обсуждение законопроекта запланировано на конец сентября. За это время разработчики должны уточнить определение магистральных трубопроводов, а именно – стоит ли считать таковыми ответвления, ведущие к единственному потребителю.

Напомним, законопроект был вынесен на рассмотрение правительства еще в 2017 году. Тогда же было получение поручение Президента РФ – закон принять, тем не менее, согласительные процедуры тянутся до сих пор. Тем временем, отсутствие законодательного регулирования, регламентирующего качество нефти, взаимоотношения между добывающими и транспортирующими компаниями, а также потери нефти и охранные зоны нефтепроводов, мешает эффективной работе отрасли. В правовом государстве XXI века нефтяники вынуждены сталкиваться с пережитками лихих девяностых, когда не существовало никаких ограничений.

Новый закон утверждает положения о 75% участии государства в «Транснефти», инвестиционных тарифах и гарантиях окупаемости новых проектов, а также предусматривает, что магистральные нефте- и нефтепродуктопроводы могут находиться только в собственности государства или «Транснефти» и ее дочерних предприятий. Законопроект запрещает компаниям вести одновременно деятельность по транспортировке нефти по магистральным трубам, по добыче и переработке. Компаниям также запрещено одновременно иметь имущество по добыче и переработке нефти и имущество, относящееся к магистральным нефтепроводам.

Разрабатывая законопроект, Минэнерго РФ предложило заменить существующий принцип «качай, кто хочешь» на «качай или плати», что очевидно устраивает далеко не всех нефтяников. «Роснефть» и «Газпром нефть» выступают против предложения закрепить за «Транснефтью» все магистральные нефтепроводы. «Роснефть» не готова согласиться с принципом «качай или плати» и хочет добиться для себя необоснованных преференций. «Газпром нефть» просит дать возможность оспаривать в суде размер штрафов «Транснефти» за не сданную вовремя в систему нефть.

В свою очередь «Транснефть» предлагает нефтяникам равный доступ, справедливо полагая, все должны играть по одним правилам, а предоставление преференций одним компаниям неизбежно ущемит права других. Кроме того, «Транснефть» считает введение принципа «качай или плати» обязательным для продуктивной работы отрасли. В противном случае «Транснефть» просто не сможет осуществлять инвестиционные программы, планировать объемы и сбыт нефти.

В настоящее время отводы от трубопроводных систем, построенные «Транснефтью», находятся в собственности трубопроводной монополии. Например, в 2015 году «Транснефть» завершила строительство отвода мощностью 6 млн тонн в год от системы Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) на Хабаровский НПЗ стоимостью 2,17 млрд рублей. А весной текущего года отвода мощностью 8 млн тонн в год от ВСТО на Комсомольский НПЗ. Задержка с принятием закона может привести к дестабилизации уже проведенных «Транснефтью» работ, и тогда потери понесут все игроки рынка.

Остается надеяться, что в ближайшее время противостояние нефтяников закончится, на сентябрьском обсуждении правительство поставит логическую току в утверждении закона, и нефтедобывающая отрасль наконец-то перейдет к более цивилизованному режиму работы.

Елена Николаева