24 April $93.29 €99.56

Учёные подсчитали количество известных растений

По данным исследования, подготовленного специалистами Королевских ботанических садов Кью (Лондон, Великобритания), в настоящее время на планете насчитывается 390 900 видов растений, известных науке. Это первая для учреждения попытка оценить количество мировой флоры.

Кроме того, в исследовании говорится, что в 2015 году было открыто 2034 новых вида растений и что 21% всех известных видов находится под угрозой вымирания по причине изменения климата, утраты мест обитания, болезней и наступления инвазионных видов.

– Общее количество растений на планете, равно как и места их произрастания и родственные связи между разными их группами, знать действительно необходимо, поскольку роль растений в нашем благополучии абсолютно фундаментальна, – прокомментировала профессор Кэти Уиллис, директор Ботанических садов по науке. – Они обеспечивают нас пищей, топливом, медицинским сырьём и даже контролируют наш климат.

Учёные составили новую всеобъемлющую базу по растениям на основе изучения существующих баз данных. В ходе исследований они обнаружили множество дублирующих записей – некоторым растениям ботаники в разное время давали разные имена. В итоге было сделано заключение, что сейчас науке известно 390 900 видов растений, исключая водоросли, лишайники и мхи, в том числе печёночные и антоцеротовидные. Из этого количества 369 400 видов принадлежит к цветковым растениям.

– Но это лишь скольжение по поверхности, – сказала Уиллис. – Существуют тысячи видов растений, о существовании которых наука не знает.

Новые виды учёные находят постоянно. В прошлом году, например, было открыто дерево, получившее название Gilbertiodendron maximum; оно произрастает в лесах Габона (Западная Африка) и может достигать 45 метров в высоту. Также было найдено 90 новых видов бегоний, пять видов луковых и ползучее насекомоядное бразильское растение, которое назвали Drosera magnifica. Его впервые обнаружили на фотографии в «Фейсбуке». Чаще всего новые растения находили и описывали ботаники из Китая, Австралии и Бразилии.

Группа Ботанических садов занималась также оценкой проблем, с которыми сталкивается мировая флора. Исследователи предупреждают, что изменение мест обитания, в том числе исчезновение лесов и мангровых зарослей, оказывают большое влияние на множество видов. Крупной проблемой также названы болезни и вредители – при том, что в целом наука уделяет больше внимания патогенам культурных растений, а не дикорастущих. Наконец, авторы работы рассмотрели передвижение растительных видов по планете.

– Инвазионные виды действительно являются одним из крупнейших вызовов биоразнообразию местных экосистем, – сказал доктор Колин Клаббе, возглавляющий в садах Кью отдел по сохранению видов. – Это очень действенный фактор вымирания видов.

Подсчитав ущерб, который инвазионные виды наносят экосистемам, а также сложность и стоимость борьбы с такими видами, авторы работы сочли, что общий ущерб от вторжения видов составляет около 5% мировой экономики. В списки инвазионных учёные внесли 4979 видов.

– Теперь у нас есть этот список и эта цифра; если вы знаете своего врага, это шаг вперёд, – сказал Клаббе. – Мы знаем, с чем мы имеем дело, мы можем системно взглянуть на явление, выделить сходные черты таких видов, понять, благодаря чему им удаётся захватывать территории в первую очередь. После этого можно подумать, как лучше всего использовать эту информацию для улучшения управления экосистемами и борьбы с инвазионными видами.

В докладе также говорится, что более 10% территории Земли, на которой происходит вегетация растений, очень чувствительно к изменению климата. Впрочем, по словам Уоллис, долгосрочные последствия изменения климата неясны.

– Есть определённые районы, где увеличение содержания углекислого газа в атмосфере благоприятно для некоторых растений, – пояснила она, – поэтому мы видим позеленение Арктики, появление кустарника в саваннах и увеличение размеров некоторых деревьев. Но при этом мы наблюдаем в растительном мире большие изменения в ареалах и схеме цветения разных видов растений. Кроме того, налицо косвенное воздействие изменения климата (например, через насекомых-опылителей), и оно тоже может оказать на растения серьёзный эффект.

Ботанические сады Кью намерены теперь готовить такой доклад ежегодно. Это позволит учёным проследить, как меняется растительный мир с течением времени.