27 April $92.01 €98.72

Следующие два года могут стать самыми жаркими

Метеорологическая служба Великобритании предполагает, что 2015 и 2016 годы могут оказаться самыми тёплыми в масштабах планеты за историю метеонаблюдений.

В климатической системе Земли могут произойти значительные перемены, поскольку повышенный уровень выбросов парниковых газов делает более ярко выраженными определённые черты естественного изменения климата. Так, сейчас в игру вновь вступило крупное климатическое явление Эль-Ниньо, которое, как ожидается, должно подогреть всю планету. При этом метеорологи считают, что летом в Европе, в противовес общепланетным тенденциям, может стать прохладнее. Что же касается 2015 года, то по прогнозам его средняя температура будет равна или близка к рекордной и превысит средний показатель периода 1961-1990 годов на 0,68 градуса.

– Нам известны факторы естественного изменения температуры, вносящие свой вклад в показатели любого конкретного года, – говорит профессор Стивен Белчер, директор Центра Хэдли Метеорологической службы, – но очень тёплые температуры этого года, которые держатся и сейчас, указывают на влияние выбросов парниковых газов [антропогенного происхождения]. С учётом того, что и следующий год должен быть примерно таким же тёплым, ясно, что климат на нашей планете продолжает меняться.

– Если не случится крупного извержения вулкана, то очень похоже, что 2014-2016 годы образуют ряд рекордно или почти рекордно тёплых лет, – подтвердил профессор Роуэн Саттон, сторонний рецензент из Университета Ридинга. – И это не случайно. Мы наблюдаем эффекты постепенного накопления энергии в земных океанах и атмосфере, вызванного парниковыми газами.

Учёные считают, что сочетание роста выбросов диоксида углерода и долгосрочных тенденций в естественной эволюции состояния океана оставляет климатическую систему в «очень любопытном» виде. Не исключено, что крупные изменения прямо сейчас идут в ней полным ходом.

– Если говорить о климате Земли, то мы сейчас находимся в важной поворотной точке, учитывая, сколь много важных изменений происходит одновременно, – сказал профессор Адам Скайфе из Метеорологической службы.

На состояние погоды в Тихом океане влияют два кратко- и среднесрочных фактора. Первый из них – Эль-Ниньо, который происходит, когда Перуанское течение примерно каждые пять лет или около того разворачивается с запада на восток. Это приносит ливни в засушливые районы и засухи в дождливые районы, а также способствует росту температур в масштабах всей планеты.

Тот Эль-Ниньо, что набирает силу сейчас, предположительно будет сопоставим с Эль-Ниньо 1998 года, который выморил множество кораллов и нарушил деятельность климатических систем разных регионов планеты. Текущий Эль-Ниньо повышает вероятность засух в Южной Африке, Восточной Азии, на Филиппинах и несёт наводнения южной половине Южной Америки. Также он может принести и пользу, покончив с наконец с четырёхлетней засухой в Калифорнии.

Второй естественный фактор – Тихоокеанская осцилляция, регулярные изменения средних десятилетних температур на севере Тихого океана. В последнее время климат здесь находился в прохладной фазе, что, по мнению Метеорологической службы, внесло свой вклад в приостановку роста средней приповерхностной температуры атмосферы в последние десять лет. Однако теперь начинается переход в тёплую фазу, что обычно означает подогрев планеты в целом.

Впрочем, потепление в результате этих двух тенденций частично скрадывается действием ещё одного фактора – Североатлантической осцилляции, цикла, который, напротив, переходит в прохладную фазу. Хотя учёные и говорят, что в последнее время узнали больше о взаимодействии этих великих океанских атмосферных явлений с антропогенным изменением климата, Саттон уточняет, что во взаимодействии осцилляций между собой они пока так и не разобрались – работа над этой проблемой продолжается. Поэтому исследователи лишь предполагают, что текущие фазы циклов будут означать для Европы более сухие и прохладные летние периоды и возможное восстановление площади льдов в прилегающих районах Северного Ледовитого океана. Но это произойдёт только в случае, если влияние Тихоокеанской осцилляции на Европу не окажется сильнее, а оценить степень вероятности именно такого развития событий учёные затрудняются.