19 April

Электроприборы затрудняют птицам навигацию

Исследование группы немецких учёных показывает, что электрические приборы могут нарушать процесс миграции некоторых видов птиц. Обнаружено, что слабые электромагнитные поля, возникающие от оборудования, подключённого к главной электросети, а также сигналы радиопередатчиков с амплитудной модуляцией вмешиваются в работу «внутреннего компаса» животных. Предполагается, что эффект максимален при пролёте птиц над городскими кварталами. Отчёт об исследовании опубликован в журнале “Nature”.

Профессор Хенрик Моуритсен из Ольденбургского университета (Германия), проводивший исследование, сказал о нём так:

– Первоначально я весьма скептически отнёсся к предположению, что птицам всё это действительно мешает. Но если вы наблюдаете какой-то неожиданный эффект, то доказательства его существования должны быть основательнее, чем обычно. Именно поэтому нам потребовалось столько экспериментов, которые заняли у нас семь лет – и лишь теперь мы достаточно уверены в результате, чтобы предъявить его общественности.

Некоторые виды птиц обладают превосходными навигационными способностями, пролетая половину мира в ходе своих миграций. Предполагается, что такие способности доступны им благодаря встроенному магнитному компасу, чувствительному к электромагнитному полю Земли.

Профессор Моуритсен сказал “BBC News”, что был удивлён способностью низкочастотных волн создавать помехи птичьему компасу. Это выяснилось случайно, в ходе исследований зарянок (Erithacus rubecula).

– Базовый эксперимент в рамках исследований навигации птиц заключается в том, что птиц помещают в специальную клетку, где можно изменять магнитное поле, – объяснил Моуритсен. – Зарянки так стремятся мигрировать, что прыгают на прутья клетки в том направлении, куда хотят лететь. Если вы измените горизонтальную ориентацию магнитного поля в клетке, птички будут прыгать уже в другом направлении. Этот эксперимент срабатывал более 40 лет в самых разных местах. Но в Ольденбурге у нас ничего не получалось, пока однажды мы не догадались закрыть клетки алюминиевыми пластинами, уменьшив тем самым электромагнитный шум примерно в сто раз. После этого птицы тут же смогли сориентироваться правильно.

На протяжении следующих семи лет Моуритсен и его группа провели множество экспериментов, чтобы выяснить, как слабое электромагнитное поле влияет на поведение зарянок. В целом оказалось, что птицы, подвергающиеся воздействию электромагнитного шума на частотах между 50 КГц и 5 МГц, полностью теряют ориентацию в пространстве. Но когда поле блокируется, птицы снова находят нужные направления.

По мнению Моуритсена, в наибольшей степени от этого эффекта страдают перелётные птицы, пролетающие над городами, где в домах и на предприятий имеется множество электроприборов. В результате птицы вынуждены обращаться к резервным навигационным системам.

– Птицы не могут в этом случае заблудиться, потому что, помимо электромагнитного, у них есть ещё звёздный и солнечный компасы, причём все они работают независимо друг от друга, – говорит профессор Моуритсен. – Пока стоит ясная погода, птицы обходятся и без электромагнетизма.

Учёные пока так и не поняли, как работает птичий электромагнитный компас, но есть некоторые подтверждения в пользу версии, что он основан на квантовой природе спина электрона.

– Любые минимальные искажения спина могут помешать птицам использовать свой электромагнитный компас, – пояснил Моуритсен. – Напряжённость энергий [электромагнитного поля] настолько низкая, что любой физик скажет вам, что они не могут влиять на процессы, происходящие в обычном физическом мире. Но, наблюдая этот эффект в реальности, мы сочли, что дать какое-то другое объяснение, не связанное с квантовой природой электрона, очень трудно.

Комментируя это исследование для журнала “Nature”, Джо Киршвинк из Калифорнийского технологического института заявил, что иногда магнитобиология рассматривается как «излюбленная кормушка для шарлатанов».

– Предел всех границ воздействия электромагнитного поля – это чувствительность радиоприёмника, – сказал Киршвинк для “BBC”.

Но при этом он признал, что исследование выглядит убедительным и строгим.

– Я бы хотел теперь посмотреть, сможет ли независимая группа исследователей повторить этот эксперимент, а также разобраться, почему некоторые другие исследователи получали радикально иные результаты, – добавил он.