19 August $66.88 €76.18

Последние новости

Генконсул США в Екатеринбурге Пол М. Картер посетил с рабочим визитом комбинат «Ураласбест»

«Балтика-Новосибирск» демонстрирует рост объемов продаж и доли рынка во II квартале

Аудит проекта строительства воздухоразделительной станции в Тобольске провела SEVERIN DEVELOPMENT

Совместные образовательные проекты и применение столичного опыта в Орловской области поддержал Исаак Калина

Застройщика ЖК «Квартал Триумфальный» заподозрили в выводе средств

Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор предлагает использовать уроки греческой трагедии для укрепления безопасности по всему миру

Компания «СШХ» становится концедентом по реализации проекта Северного широтного хода

В Москве вручат премию для успешных женщин Successful Ladies Awards

Миллионы просмотров набирают видео-экскурсии по Москве

Юрий Лужков запустил пчеловодство в Калининградской области

Электроприборы затрудняют птицам навигацию

Общество

Исследование группы немецких учёных показывает, что электрические приборы могут нарушать процесс миграции некоторых видов птиц. Обнаружено, что слабые электромагнитные поля, возникающие от оборудования, подключённого к главной электросети, а также сигналы радиопередатчиков с амплитудной модуляцией вмешиваются в работу «внутреннего компаса» животных. Предполагается, что эффект максимален при пролёте птиц над городскими кварталами. Отчёт об исследовании опубликован в журнале “Nature”.

Профессор Хенрик Моуритсен из Ольденбургского университета (Германия), проводивший исследование, сказал о нём так:

– Первоначально я весьма скептически отнёсся к предположению, что птицам всё это действительно мешает. Но если вы наблюдаете какой-то неожиданный эффект, то доказательства его существования должны быть основательнее, чем обычно. Именно поэтому нам потребовалось столько экспериментов, которые заняли у нас семь лет – и лишь теперь мы достаточно уверены в результате, чтобы предъявить его общественности.

Некоторые виды птиц обладают превосходными навигационными способностями, пролетая половину мира в ходе своих миграций. Предполагается, что такие способности доступны им благодаря встроенному магнитному компасу, чувствительному к электромагнитному полю Земли.

Профессор Моуритсен сказал “BBC News”, что был удивлён способностью низкочастотных волн создавать помехи птичьему компасу. Это выяснилось случайно, в ходе исследований зарянок (Erithacus rubecula).

– Базовый эксперимент в рамках исследований навигации птиц заключается в том, что птиц помещают в специальную клетку, где можно изменять магнитное поле, – объяснил Моуритсен. – Зарянки так стремятся мигрировать, что прыгают на прутья клетки в том направлении, куда хотят лететь. Если вы измените горизонтальную ориентацию магнитного поля в клетке, птички будут прыгать уже в другом направлении. Этот эксперимент срабатывал более 40 лет в самых разных местах. Но в Ольденбурге у нас ничего не получалось, пока однажды мы не догадались закрыть клетки алюминиевыми пластинами, уменьшив тем самым электромагнитный шум примерно в сто раз. После этого птицы тут же смогли сориентироваться правильно.

На протяжении следующих семи лет Моуритсен и его группа провели множество экспериментов, чтобы выяснить, как слабое электромагнитное поле влияет на поведение зарянок. В целом оказалось, что птицы, подвергающиеся воздействию электромагнитного шума на частотах между 50 КГц и 5 МГц, полностью теряют ориентацию в пространстве. Но когда поле блокируется, птицы снова находят нужные направления.

По мнению Моуритсена, в наибольшей степени от этого эффекта страдают перелётные птицы, пролетающие над городами, где в домах и на предприятий имеется множество электроприборов. В результате птицы вынуждены обращаться к резервным навигационным системам.

– Птицы не могут в этом случае заблудиться, потому что, помимо электромагнитного, у них есть ещё звёздный и солнечный компасы, причём все они работают независимо друг от друга, – говорит профессор Моуритсен. – Пока стоит ясная погода, птицы обходятся и без электромагнетизма.

Учёные пока так и не поняли, как работает птичий электромагнитный компас, но есть некоторые подтверждения в пользу версии, что он основан на квантовой природе спина электрона.

– Любые минимальные искажения спина могут помешать птицам использовать свой электромагнитный компас, – пояснил Моуритсен. – Напряжённость энергий [электромагнитного поля] настолько низкая, что любой физик скажет вам, что они не могут влиять на процессы, происходящие в обычном физическом мире. Но, наблюдая этот эффект в реальности, мы сочли, что дать какое-то другое объяснение, не связанное с квантовой природой электрона, очень трудно.

Комментируя это исследование для журнала “Nature”, Джо Киршвинк из Калифорнийского технологического института заявил, что иногда магнитобиология рассматривается как «излюбленная кормушка для шарлатанов».

– Предел всех границ воздействия электромагнитного поля – это чувствительность радиоприёмника, – сказал Киршвинк для “BBC”.

Но при этом он признал, что исследование выглядит убедительным и строгим.

– Я бы хотел теперь посмотреть, сможет ли независимая группа исследователей повторить этот эксперимент, а также разобраться, почему некоторые другие исследователи получали радикально иные результаты, – добавил он.