26 March $64.17 €72.58

Последние новости

На Международную научно-практическую конференцию в Санкт-Петербурге приглашены представители регионов РФ

Конкурс детского вокала «Бала дауысы»: отборочный тур нового сезона стартует 29 марта

Негосударственные пенсионные фонды группы «САФМАР» Михаила Гуцериева объединены на базе НПФ «САФМАР»

В Государственной думе призывают прибегать к 100% нотариальному заверению договоров купли-продажи

Весной эпидемии гриппа и ОРВИ еще не заканчиваются. Как от них защититься?

«Программа автомобиль» рекомендуют Viatti Strada Asimmetrico для мягких подвесок

Процент поступления выпускников столичных школ в вузы растет благодаря проектам предпрофессионального образования

На предприятиях СУЭК стартовала Трудовая вахта к юбилею Юрия Гагарина

100 главных образовательных проектов мира: в топ-списке – «Московская электронная школа»

Восьмиклассники из московской школы №1252 им. Сервантеса разработали уникальный дрон-амфибию

В борту МКС просверлили дырку

Новости

30 августа 2018 года на МКС произошла утечка воздуха. Ночью космонавты проснулись от звуков сирены, возвещающей о том, что произошла разгерметизация корпуса станции. На самом деле, такие происшествия происходят довольно регулярно – орбитальная станция представляет собой одно из самых сложных технических сооружений, существующих на данный момент. В условиях агрессивной среды открытого космоса поломки происходят с завидной регулярностью, так что жильцам МКС приходится на постоянной основе заниматься ремонтом.

Тем не менее, утечка воздуха – это серьезное ЧП. Космонавтам пришлось вместо сна поочередно герметизировать отсеки станции и искать трещину в обшивке. Как выяснилось, размер повреждения был всего полтора миллиметра. Его сначала заткнул своим пальцем немецкий космонавт, а потом остальные члены команды заклеили отверстие специальным скотчем. На этом предварительный ремонт был закончен. По сообщению специалистов, скорее всего повреждения появились во время стыковки отсека с основной станцией 6 июня 2018 года, но стали опасны для жизни экипажа (и, как следствие, обнаружены) только спустя почти два месяца.

Впрочем, у обычного читателя остается масса вопросов – к примеру, из чего сделаны стены станции и почему в них обнаруживаются такие дефекты? Очевидно же, что в условиях космоса станция должна обладать броней атомного ледохода, чтобы предотвратить любые случайности. Толщина тут явно играет самую главную роль – пятидесяти сантиметров будет маловато, вдруг метеорит какой прилетит?

На самом деле, как сообщает портал Life.ru, «обшивка космических кораблей не очень толстая — это специальный алюминиевый сплав толщиной всего около миллиметра, покрытый сверху теплоизоляцией из двух слоев — верхнего слоя, состоящего из асбестоцементного ламината, и нижнего слоя из «легкого теплоизоляционного материала». Дело в том, что асбест не горит, не плавится, не проводит электричество и очень плохо подвергается механическому воздействию. Благодаря своей натуральной волокнистой структуре, асбестовое волокно является одним из самых прочных, легких и долговечных материалов в мире. Его используют не только в космической промышленности – к примеру, из него делают теплоизоляционные материалы для котлов на кораблях, тормозные колодки, противопожарные костюмы и … крыши. Да, обычный шифер изготавливается из смеси хризотил-асбестового волокна, воды и портландцемента, так что каждый из нас сотни раз проходил мимо космических технологий в рамках повседневной жизни.

В космосе же асбестовые свойства являются крайне важными, поскольку позволяют решать сразу несколько задач. Помимо, собственно, термоизоляции (а «на дворе» МКС абсолютный ноль или минус 270,425°С), он исполняет роль противопожарной системы и дополнительно укрепляет корпус станции. В сочетании со сложным алюминиевым сплавом он обеспечивает весь доступный на данный момент уровень защиты космонавтов, а также решает еще одну техническую задачу.

Дело в том, что затащить что-то на орбиту Земли крайне сложно. При имеющихся мощностях ракет мы технически не можем закинуть туда какие-то тяжелые материалы, и, следовательно, ученые разрабатывают максимально легкие конструкции. Стены на МКС имеют толщину плюс-минус три миллиметра, чего, в общем-то, достаточно для обеспечения безопасности. Шутка ли – трещинам, которые вызвали недавнее ЧП, потребовалось несколько месяцев, чтобы разрастись до представляющего опасность размера. Это ли не показатель качества материалов обшивки станции?

Впрочем, хорошо, что все обошлось и космонавты отделались легким испугом. В ближайшие дни на МКС будет проведен плановый ремонт и примут дополнительные меры по поиску возможных неполадок. Хотя, надо признать, сотрудникам станции к этому не привыкать – космос являет собой суровое место, которое не прощает ошибок.