22 September $66.25 €78.08

РАТЭК – с вещами на выход?…

Компании

Не исключено, что скоро отрасль грузоперевозок покинет крупный игрок: долги и судебные иски, а также отказ банков кредитовать не оставляют шансов РАТЭК

Сейчас РАТЭК сообщает о переводе платежей на другое юрлицо, и это довольно тревожный сигнал для клиентов и партнеров. Операции по основному счету компании могут быть заблокированы в самое ближайшее время – судебные иски, долги по зарплате, претензии налоговиков и даже два заявления кредиторов о банкротстве – серьезные основания для ареста средств на счетах.  Но обо всем по порядку.

Компания РАТЭК ведёт свою историю на российском рынке с 1998 года. За это время грузоперевозчик успел открыть 120 филиалов в России и в соседнем Казахстане. Но миллиардные прибыли в отчетности обратились в пшик в разделе финансовых результатов.   Удивительно, почему собственники РАТЭК на протяжении весьма продолжительного времени мирились с таким положением вещей. Фактически, если верить цифрам, акционеры занимались чистой благотворительностью – ведь, например, разница между выручкой и себестоимостью услуг в 2016-м и 2017-м годах составляла по 20 миллионов рублей. Так, например, при выручке в 2016 году в 3,4 миллиарда рублей чистая прибыль составила всего 385 тысяч (0,01% от выручки), а в 2017 году при выручке 3,3 миллиарда финансовым результатом и вовсе стал чистый убыток в 11,8 миллиона рублей, пишет «Московский Комсомолец»

По расчету СПАРК, рентабельность бизнеса РАТЭК по валовой прибыли в 2017 и 2016-м годах составила всего 0,61%. Коэффициент текущей ликвидности компании составляет 0,4; нормальным значением считается показатель в пределах 1,5-2 (Если значение коэффициента ниже 1, то это свидетельствует об отсутствии финансовой стабильности предприятия: компания неспособна оплатить свои обязательства, если бы срок платежа по ним наступил в данный момент, поскольку для этих целей не хватит ресурсов и придется искать дополнительное финансирование либо продавать имущество).

Естественно, налоговые платежи перевозчика в госбюджет издевательски малы. Например, налог на прибыль в 2016-м году у РАТЭК составил всего 77 тысяч рублей, а в 2017-м соответственно – круглый ноль, как отмечает «ИА REGNUM». ФНС в нынешнее время такого крупному бизнесу уже не прощает. Впрочем, партнеров и клиентов оператора текущее положение дел тоже далеко не радует.  Как и сотрудников: РАТЭК – один из крупнейших должников по заработной плате в регионе регистрации (Новосибирской области), по состоянию на август 2018 года он задолжал 1450 работникам 40,05 млн рублей. Текущей зимой для обеспечения выплат зарплат пришлось вмешиваться и Прокуратуре, и Роструду. На днях ситуация с невыплатой зарплаты рассматривалась на совещании при представителе президента в Сибирском федеральном округе. Самая проблемная по абсолютной цифре задолженности как раз Новосибирская область – 192 миллиона рублей.  Полпред Сергей Меняйло заявил, что считает необходимым  внести в законодательство уголовную ответственность за невыплату зарплаты для собственника предприятия, а не только для  руководителя.

Есть проблемы и с оплатой аренды складов. Иначе чем еще объяснить новости о закрытии офисов по всей стране «по техническим причинам»?

На сегодня, по данным арбитражных судов, в их базе числится порядка 400 дел, в которых РАТЭК фигурирует в качестве ответчика. Сейчас компания завалена исками от субподрядчиков на суммы от 1 до 3 миллионов рублей.  В том числе в 2017 году РАТЭК стал ответчиком по 53 искам на сумму 22 миллиона рублей, а за часть 2018 года — уже по 90 искам на сумму 89 миллионов рублей, пишет «NEVA.TODAY».

Кредиторы уже начали подавать иски о банкротстве по факту задержек платежей за оказанные услуги.

Все эти обстоятельства вынудили менеджеров РАТЭК сообщить о заключении агентского договора с неким ООО «Камино», состоящим из одного человека, чтобы все платежи переводились именно на это юрлицо.

Уход с рынка одного из крупнейших игроков будет выгоден другим крупным компаниям —  ПЭК, «Деловые линии», КИТ, ТК Энергия, которые уже разбирают клиентов РАТЭКа. По некоторым данным, не исключено бегство за рубеж владельцев РАТЭК — им будет очень непросто дать внятные объяснения по существу ситуации как налоговым, так и правоохранительным органам. К примеру, владелец ООО «ЛидерТранс» Михаил Устюжанин, компания которого также показывала ну очень плохие финансовые результаты, по некоторым данным, уже уехал из страны.

Пока ситуация вокруг РАТЭК развивается по лекалу ситуации с компанией «Автотрейдинг», покинувшей рынок в 2015 году – закрытие филиалов и судебные иски подкосили бизнес перевозчика, обладавшего сетью из более чем 100 отделений.