29 March $92.26 €99.71

Биологи засняли изготовление воронами инструментов в дикой природе

Новокаледонские вороны широко известны своей способностью изготавливать и использовать инструменты, но изучение их поведения в дикой природе остаётся сложной задачей. Чтобы её решить, учёные использовали специальные «вороньи камеры», закреплявшиеся на хвостах птиц.

Эти крошечные приборы обеспечивали вид вперёд из-под вороньих животов и позволяли получить высококачественные записи действий птиц в естественной среде. Благодаря этому учёные обрели редкую возможность заглянуть в повседневную жизнь новокаледонских воронов – а в числе прочего смогли застать двух птиц за изготовлением специальных крюков для добывания пищи. Но ответ на загадку, что движет птицами, заставляя их использовать инструменты, так и не был получен.

– Почему новокаледонские вороны используют инструменты, а другие врановые – нет? – спрашивает в разговоре с BBC один из авторов исследования, доктор Кристиан Рутц из британского Сент-Эндрюсского университета. – Я думаю, ответ на этот вопрос как-то связан с количеством времени, которым ежедневно располагают птицы. Кроме того, нужно рассчитать, насколько важную роль играет использование инструментов в их обыденной жизни – то есть какого рода пищевые источники становятся доступны им благодаря инструментам.

Рутц и его группа выяснили, что вороны уделяют работе с инструментами неожиданно мало времени – по крайней мере, таковы выводы из просмотра почти 12 часов съёмок с «вороньих камер», которые ставились на 10 разных птиц. Результаты съёмок подробно описаны в журнале “Biology Letters”.

– Вороны занимались изготовлением или использованием инструментов всего лишь на протяжении примерно 3% от общего времени наблюдений, – сказал Рутц. И добавил, что инструменты подбирали лишь четыре птицы из 10.

Намного больше времени вороны потратили на добычу пищи с помощью собственных клювов. А когда они всё же брали в клювы ветки, причины именно такого решения часто было трудно объяснить.

Птицы, например, потратили немало времени, отрывая полосы коры от чайных деревьев в поисках личинок. Их сильные клювы отлично подходят для такой работы.

– Но время от времени вороны внезапно переключались на использование инструментов, хотя вроде бы кормились на таких же деревьях в очень похожих обстоятельствах, – сообщил Рутц. – Мы не понимаем, что их к этому побуждает.

С другой стороны, группу очень порадовали два других момента, обнаруженных при просеивании многочасовых видеозаписей с трясущимся изображением. Две разных особи засняли себя не просто за использованием палок, но за изготовлением крючков – известный трюк новокаледонских воронов, который, однако, ранее удавалось заснять только в неволе или на подкормочных площадках.

– Эти съёмки вызвали в нашем полевом лагере большое оживление, – сказал Рутц.

Впрочем, из лабораторных опытов и кратких личных наблюдений группе уже было известно, что птицы изготавливают такие инструменты. Они отламывают сучья от раздваивающихся ветвей, оставляя на конце такого сучка небольшой фрагмент главной ветки. Записи же с «вороньих камер» доказали, что птицы прибегают к этому фокусу и в дикой природе, не будучи побуждаемы человеком. Это особенно важно, если учесть, что новокаледонских воронов, по словам соавтора исследования, Йольона Трошчанко из Эксетерского университета, трудно наблюдать в естественных условиях – и не только из-за сложных условий тропических лесов, но и потому, что эти птицы очень чувствительны к любому беспокойству.

Важнейшую роль в успехе исследования, профинансированного Советом исследований в области биологических и биотехнологических наук, сыграла новая конструкция «вороньих камер». Вместо того, чтобы транслировать видео на приёмник в полевом лагере (раньше такой метод заставлял учёных бегать с антеннами по новокаледонским лесам), эти камеры сохраняли запись на собственной маленькой SD-карте. Примерно неделю спустя камеры откреплялись от птиц и падали на землю, а учёные находили их по сигналу крохотного радиомаяка.

– Таким способом мы получили намного более длительные и непрерывные видеозаписи, – рассказал Рутц. – Нам повезло записать процесс изготовления инструментов… но также мы получили и другие научные данные в достаточном количестве. Для нас это просто золотое дно.