19 April $94.09 €100.53

Ленивый образ жизни панд связан с бамбуковой диетой

Учёные установили ключевую причину того, каким образом большие панды способны выживать на чисто бамбуковой диете. Оказалось, что потребления побегов и листьев бамбука хватает медведям, поскольку они почти не расходуют энергию. Низкая активность бамбуковых медведей связана с малым количеством гормонов, вырабатываемых их щитовидной железой. Отчёт об исследовании опубликован в журнале “Science”.

Учёные долгое время были заинтригованы, каким образом чёрно-белые медведи способны выживать на диете, состоящей исключительно из трудноперевариваемого и малопитательного бамбука, поскольку ранее выяснилось, что их пищеварительная система и населяющие её бактерии по-прежнему характерны не для растительноядных, а для тех всеядных животных, от которых панды произошли. Новое исследование проливает свет на эту загадку.

Наблюдая за пятью пандами, живущими в неволе, и тремя пандами, обитающими в дикой природе, команда исследователей высчитала объём энергии, расходуемой животными за сутки. Оказалось, что медведи тратят только 38% того количества энергии, которое должны расходовать животные их размеров. Для сравнения, медлительные коалы всё же расходуют 69% этой нормы энергии. Наиболее близки в пандам в этом смысле трёхпалые ленивцы, которые тоже потребляют минимальные для животных таких размеров объёмы энергии.

Когда исследователи отслеживали перемещения панд, то выяснили, что те активны лишь 49% времени, а при движении средняя скорость медведей составляла более чем неторопливые 20 метров в час.

– Панды экономят много энергии на своей физической активности, – сказал профессор Джон Спикмен, представляющий Университет Абердина и Китайскую академию наук, один из ведущих авторов исследования. – Однако их медленный метаболизм обусловлен не только малоподвижным образом жизни: обмен веществ у активной панды происходит медленнее, чем у человека, находящегося в состоянии полного покоя. Мы обнаружили, что медленный метаболизм коррелирует с очень низкими уровнями гормонов щитовидной железы, а их синтез в столь малых количествах обусловлен генетическими изменениями. Панда, таким образом, пошла по уникальному эволюционному пути.

Щитовидная железа больших панд работает с той же интенсивностью, что и у бурых медведей, находящихся в зимней спячке.

Из наблюдений также выяснилось, что живущие в неволе панды ещё менее склонны к активности, чем их дикие собратья – они отрывают свои пятые точки от земли и перемещаются на протяжении менее чем трети своего времени. Наконец, исследователи открыли, что мозг, печень и почки панды меньше, чем у других медведей – с учётом средних размеров каждого вида.

По данным Всемирного фонда дикой природы, в настоящее время в естественных условиях обитает около 1800 панд. Все они живут на территории Китая.