19 April $94.09 €100.53

Рыбы обитают на глубине более восьми километров

Странное на вид создание, неизвестное науке, было заснято на глубине 8145 метров ниже уровня моря. Предыдущий рекорд глубины, на котором находили рыб, был примерно на полкилометра меньше. Кроме того, на камеру удалось заснять ещё несколько новых видов рыб, а также огромных ракообразных, которых назвали сверхгигантами.

Всё это было сделано в ходе международной экспедиции по исследованию Марианской впадины в Тихом океане, максимальная глубина которой составляет около 11 километров. Экспедиция проходила в течение 30 дней на исследовательском судне “Falkor”, принадлежащем Океанскому институту Шмидтов. Её участники осуществили наиболее обстоятельное изучение самой глубоководной зоны земных океанов, какое когда-либо предпринималось.

Учёные, участвующие в программе «Исследование экосистем глубоководных впадин» («Гадес»), более 90 раз опускали беспилотные зонды на глубины от 5000 до 10 600 метров. Благодаря этому удалось обследовать оба крутых склона подводного каньона.

Глубоководный зонд, изготовленный Абердинским университетом и достигнувший наибольших глубин среди британских подводных аппаратов, заснял под водой более 100 часов материалов.

– Многие исследовательские программы нацеливались на дно жёлоба, но с экологической точки зрения этого очень мало, – сказал доктор Джефф Дрейзен, один из ведущих специалистов Гавайского университета (США). – Это напоминает попытку разобраться в экосистеме горы, изучая только её вершину.

До этой экспедиции самая глубоководная в мире рыба обнаружилась в Японском жёлобе, который тоже находится в Тихом океане. Косяк из 17 розовых студенистых морских слизней (Pseudoliparis amblystomopsis) был заснят там на глубине 7700 метров.

– После того, как мы нашли их в Японском жёлобе, мы приступили к поискам и в других океанских впадинах, – рассказал доктор Алан Джеймисон из Океанской лаборатории Абердинского университета. – В каждой впадине обитают собственные виды морских слизней. В Марианской впадине мы обнаружили таких рыб на глубине более восьми километров и считаем, что это был новый вид.

Исследователи решили, что они установили рекорд, но после этого к загруженному приманкой зонду подплыла кормиться ещё одна бледно-розовая рыба, и это произошло ещё глубже – на отметке 8145 метров. Это близко к пределу, на котором, по предположению учёных, рыбы в принципе могут выживать.

– Мы думаем, что это тоже был представитель группы морских слизней; но всё же у этой рыбы настолько странная внешность, что вопрос о её классификации остаётся открытым, – говорит Джеймисон. – Рыба выглядела невероятно хрупкой, а задняя часть её тела похожа на обёрточную бумагу, парящую позади неё. Голова у неё тоже была странная и напоминала морду собаки из комиксов.

Биологи не могут признать рыбу новым видом, не поймав её и не изучив на поверхности, но Джеймисон считает, что ни на какие известные ему виды она похожа не была.

Учёным удалось заснять на камеру и других необычных созданий – гигантских бокоплавов, морских рачков. В среднем представители отряда бокоплавов достигают в длину 2-3 сантиметров, но их увеличенная версия может вырастать и до 30 сантиметров.

– У нас есть более 20 часов записей с этими гигантскими раками, – сообщил Джеймисон. – Мы теперь знаем, как они плавают, как они кормятся и как защищаются от хищников.

Кроме того, в ходе экспедиции исследователи занимались проблемами геологии Марианской впадины, собирая на дне камни и доставляя их на поверхность. По словам профессора Патрисии Фрайер из Гавайского университета, образцы, собранные в предыдущих экспедициях, заставляли предположить, что на дне впадины находится не известная ранее тектоническая плита.

– Камень, который мы подобрали, оказался на 100 миллионов лет моложе Тихоокеанской плиты, – сообщила она “BBC News”. – Это означает, что плита, задвинутая под Бездну Челленджера [глубочайший участок Марианской впадины], на 100 или более миллионов лет моложе Тихоокеанской.

На границе этой плиты учёные обнаружили камни, свидетельствующие о вулканической активности на глубине пяти километров. Это глубочайшее из известных подводных извержений.

– Удивительно, но все эти мелкие камни были покрыты вулканическим стеклом, – рассказала Фрайер. – Единственный способ, каким они могли сформироваться – это охлаждение вулканической магмы немедленно после её выхода из жерла. Извергающийся материал попадал в морскую воду и мгновенно замерзал. Большинство вулканологов может сказать, что глубже пары километров эксплозивный вулканизм невозможен – но мы нашли эти камни на глубине пяти километров. Поскольку огромные области океанского дна остаются неизученными, то при каждом погружении мы будем обнаруживать что-то новое.