17 April $94.07 €99.93

Земля может вместить больше жизни

Новый научный анализ даёт основания полагать, что наша планета способна производить гораздо больший объём наземных растений, чем ранее предполагалось. В исследовании, опубликованном в журнале „ Environmental Science and Technology”, произведён перерасчёт теоретического предела продуктивности растений, который оказался намного выше, чем показывали все предыдущие оценки.„Когда мы пытаемся измерить что-либо в масштабах целой планеты, неизбежно приходится соглашаться на упрощённые модели. Ранее мы полагали, что максимальная производительность равна объёму, производимому экосистемой. Однако оказалось, что в естественных условиях очень немногие растения способны достигать максимально возможного роста”, — объясняет профессор биологии растений Эван ДеЛусия.

ДеЛусия возглавляет Институт экологии, энергетики и окружающей среды при Университете Иллинойса.
Данные, полученные после анализа спутниковых снимков и компьютерного моделирования, заставляют предположить, что ежегодно примерно 54 гигатонны углерода преобразуются в растительную биомассу.

„Данное значение оставалось более или менее стабильным в течение нескольких последних десятилетий; это привело нас к заключению, что верхний предел общей биомассы на планете именно таков”, — пишут исследователи.

Тем не менее, эти предположения совершенно не учитывали усилий человека по увеличению продуктивности растений с помощью методов генетики, селекции и землеустройства. Благодаря им удалось создать высокопроизводительные новые виды.
К примеру, в американском штате Иллинойс гибридная трава Miscanthus x giganteus даже без удобрений и полива производит от 10 до 16 тонн биомассы на акр, что в два с лишний раза выше производительности обычных трав. А генетически модифицированная беспахотная кукуруза впятеро более производительна по сравнению с немодифицированной.

Исследовательская группа создала модель эффективности использования солнечного излучения и рассчитала максимальную теоретически возможную степень её преобразования в биомассу растениями. Новый теоретический предел „примерно на два порядка выше продуктивности большинства современных естественных или искусственных экосистем”, — отмечают авторы.

„Разумеется, мы не говорим, что вообще возможно подойти к такому пределу, но теория утверждает, что планета способна вместить гораздо больше, чем можно было ранее предположить”, — заключает ДеЛуция.