19 April

Химкинская дубрава не пострадает от стройки автотрассы Москва-Петербург

Как установили специалисты Института лесоведения РАН, строительство скоростной автодороги из Москвы в Петербург не станет катастрофой для Химкинского леса, через который она пройдет.Исследования проводились учеными с целью оценки состояния самой дубравы и потенциального воздействия строительства новой скоростной трассы Москва-Санкт-Петербург на ее восточную часть. Согласно заключению Института лесоведения РАН, «под вырубку для строительства автострады попадает 2,2 га (7 %) дубравы, при этом участок 1,8 га в северо-восточной части дубравы будет отрезан от остальной части дубравы, но сохраняет связь с Химкинским лесом. На отведенном в рубку участке дубравы единично присутствует дуб в возрасте более 125 лет, преобладают более молодые дубы послевоенного поколения. Участок строительства автострады не затрагивает центральную часть дубравы, где преобладают наиболее старые деревья дуба».

«Существенное участие в древостое на участке, отведенном в рубку, принимают деревья осины и березы, что в целом, не характерно для территории Химкинской дубравы. Отведенный в рубку участок дубравы имеет среднюю (преимущественно, третью) стадию рекреационной нарушенности», — говорится в документе. Основные типы рекреационного использования территории всей дубравы – это прогулочный отдых, сбор грибов и устройство пикников. «На территории леса почти повсеместно встречается бытовой мусор, отмечено несколько незаконных свалок», — гласит заключение.

Несмотря на то, что  по строению древостоев, возрасту дуба (100–200 лет) Химкинская дубрава имеет аналоги в Москве и ближнем Подмосковье, и краснокнижные растения здесь не обнаружены, она, по мнению ученых, заслуживает статуса «памятника природы». «Отличительной особенностью Химкинской дубравы является сравнительно большая и однородная площадь с явным преобладанием дуба в древостое. Таким образом, Химкинская дубрава не является коренным типом леса или уникальным сообществом, но является хорошо сохранившимся разновозрастным дубовым насаждением, которых в Подмосковье сохранилось немного. В этом качестве она заслуживает охранного статуса в качестве «памятника природы».

Строительство трассы может оказать влияние на родник Святого Георгия, находящийся на территории Химкинской дубравы. «Строительство автострады может оказать влияние на режим поверхностного стока, питание первого от поверхности водоносного горизонта, сказаться на дебите родника и его гидрохимических характеристиках». Для минимизации воздействия ученые рекомендуют «ввести ограничение рекреационного воздействия в 50 метровой зоне выше родника, запрещение там земляных работ». Также необходимо проведение постоянного мониторинга за дебитом и химическим составом воды родника, осуществление мероприятий по снижению загрязнения ливневых стоков, ограничению их попадания в загрязненном виде в питающие родник водоносные горизонты и их очистке.