29 March $92.26 €99.71

Расшифрован геном больших кошек

Международная группа учёных расшифровала геном тигра, льва и снежного барса. Работы велись в целях улучшения ситуации с охраной названных видов кошек, находящихся под угрозой. Это исследование также даёт понимание путей эволюции больших кошек, которые позволили им стать верхним звеном пищевой цепочки, хищниками с превосходящей мускульной силой, находящимися на чисто мясной диете. Отчёт об исследовании опубликован в журнале “Nature Communications”.

До настоящего времени в распоряжении учёных имелась лишь прочитанная ДНК домашней кошки. Как оказалось, ДНК амурского тигра совпадает с ней на 96%. Расшифровкой генома тигра занималась группа биологов во главе с Юн Сун Чо из Организации исследования генома (Сувон, Южная Корея). Южнокорейским учёным помогали их коллеги из Китая, США, России, ЮАР, Намибии, Нидерландов, Дании, Саудовской Аравии, Индии и Монголии. Материал для исследований предоставил девятилетний самец по кличке Тэгык из южнокорейского зоопарка “Everland Zoo”.

Кроме амурского тигра, группа прочитала ДНК ещё четырёх больших кошек – африканского льва, снежного барса, белого бенгальского тигра и белого африканского льва. После этого биологи смогли сравнить между собой геномы всех этих видов и подвидов семейства кошачьих.

Генетические сигнатуры показывают, как большие кошки обрели своё острое обоняние, превосходящую мускульную силу и способность переваривать большое количество мяса. Кроме того, исследование даёт ключи к пониманию того, как белый лев обзавёлся своей светлой шкурой и каким образом снежный барс адаптировался к существованию на заснеженных горных хребтах.

Один из ведущих авторов исследования, Йон Бак, заявил, что расшифрованный геном тигра послужит важным материалом при изучении генетического разнообразия внутри этого вида. Сохранение живущих в дикой природе тигриных популяций (насчитывающих, по имеющимся оценкам, меньше 4000 особей) в настоящее время является одной из самых важных задач в деле охраны природы.

– Наша расшифровка может использоваться в качестве базового сравнительного материала для всех живущих на планете тигров, – сказал Йон Бак в интервью “BBC”. – Теперь мы действительно можем составить такой план разведения тигров в зоопарках, который будет наиболее эффективен с точки зрения сохранения генетического разнообразия вида.

– Тигры – это просто большие домашние кошки, – добавил он. – Они, вероятно, намного ближе друг к другу, чем мы думали раньше.

Карлос Дрисколл из Всемирного фонда дикой природы, занимающийся охранной генетикой в Индийском институте дикой природы, высказал мнение, что исследование геномов больших кошек станет переломным этапом в деле их охраны, поскольку до сих пор был известен лишь геном домашней кошки.

– Эти новые достижения в области генетики позволяют нам перейти к наиболее разумной охране генетически изученных видов, что, в свою очередь, отразится на охране многих других животных и мест их обитания, – сказал он. – Исследование устанавливает новые стандарты для всех тех, кто занимается охраной природы, которым мы теперь должны следовать.