29 March $92.26 €99.71

Деревья начали использовать воду более эффективно

Научные исследования давно показывали, что по мере роста содержания углекислого газа в атмосфере, растения начнут использовать воду более эффективно. Исследовательская группа во главе с научным сотрудником Тревором Кинаном и доцентом эволюционной биологии Эндрю Ричардсоном обнаружила, что эффективность данного процесса растёт гораздо быстрее, чем это предсказывали ранее.Используя данные, полученные в лесах северо-восточной части США и иных частей мира, Кинан и Ричардсон обнаружили, что повышение эффективности идёт более быстрыми темпами, чем показывали все компьютерные модели. Исследование, проведённое совместно с гарвардским факультетом земле- и планетоведения, университетами Огайо и Индианы, а также немецким Технологическим институтом Карлсруэ, было опубликовано в журнале „Нейчур”.

«Это можно рассматривать как положительный эффект увеличения концентрации углекислого газа. Тем не менее, мы не ожидали увидеть такие результаты. Существенная часть планетарных экосистем ограничена объёмом доступной воды – они не получают достаточно воды в течение года, чтобы достичь максимального потенциального роста. Если эффективность использования воды повысится, то растения смогут поглощать углекислоту из атмосферы более интенсивно”, — объясняет г-н Кинан.

Хотя повышение уровня углекислого газа в краткосрочной перспективе окажет на леса положительное воздействие, г-н Ричардсон подчёркивает, что при условии сохранения текущих тенденций, общая картина остаётся достаточно мрачной.

„Мы всё ещё очень озабочены тем, как растущий уровень углекислоты в атмосфере может повлиять на планету. Почти все считают, что его содержание будет только расти — в прошлом месяце мы пересекли опасную границу в 400 частей на миллион, впервые в истории человечества. Растущие температуры и изменения в распределении осадков в грядущие десятилетия окажут огромное отрицательное воздействие на рост растений по всему миру”, — предупреждает Ричардсон.

Как увеличение концентрации углекислого газа влияет на более эффективное использование воды?

Ответ, как объясняет г-н Кинан, лежит в принципе работы фотосинтеза. Для поглощения необходимой углекислоты растения открывают на своих листьях крошечные поры, называемые устьицами. Тем не менее, это означает, что при открытых порах происходит не только поглощение углекислоты, но и испарение воды.

Повышение концентрации углекислого газа означает, что устьица могут открываться не так широко и не так надолго, так что растения начинают терять меньше воды и быстрее расти.

Феномен, обнаруженный Кинаном и Ричардсоном, не ограничивается каким-либо одним регионом планеты — тенденции одинаковы повсюду. „Мы перебрали все возможные гипотезы для объяснения происходящего и наконец решили, что единственным объяснением может служить повышение уровня углекислоты”, — говорит г-н Кинан.

В дальнейших планах исследователей — получение информации из большего числа регионов, включая тропические и арктические.