Найдены новые морские ископаемые эпохи пермского вымирания

24.05.2016

Недавно описанные ископаемые останки неизвестной морской рептилии помогают понять, каким путём в океанах 250 миллионов лет назад восстанавливалась жизнь.

Неизвестное пресмыкающееся оказалось ранним родственником ихтиозавров – большой группы морских рептилий, населявших океаны во времена динозавров. По мнению учёных, эта находка с её маленькой беззубой головой – нечто весьма любопытное. Очевидно, рептилии, появившиеся вскоре после пермского вымирания, эволюционировали достаточно быстро, хотя ранее предполагалось, что морским животным потребовалось много времени на восстановление. Подробное описание нового вида, получившего название Sclerocormus parviceps, опубликовано в журнале “Scientific Reports”.

Над останками работали научные группы США и Китая, а также доктор Ник Фрэзер, директор отдела естественных наук в Управлении национальными музеями Шотландии.

– То, с чем мы имеем дело, помогает нам понять пути эволюции, – сказал Фрэзер. – Нам по-прежнему далеко до того, чтобы проследить, откуда появились ихтиозавры, но мы сделали шаг в верном направлении. Пока что всё указывает на стремительное расхождение эволюционных ветвей после пермского массового вымирания – величайшего из всех массовых вымираний в истории Земли, оказавшего на планету огромное воздействие.

В юрский и меловой период океаны населяло множество видов родственных морских пресмыкающихся, в том числе и ихтиозавров. В большинстве случаев их форма была подобна дельфиновой – у них были обтекаемые тела и длинные рыла. Но новый зверь – своего рода загадка, поскольку рыло у него короткое, его хвост похож на хлыст, а грудная клетка толстая. К тому же у склерокормуса нет зубов и пищу он, вероятно, всасывал – в отличие от многих ихтиозавров с зубастыми клювами для охоты за добычей.

– С виду он напоминал морскую свинку с маленькой головой и довольно широким угловатым телом, – рассказал Фрэзер “BBC News”.

Находка заполнила брешь в линейке ископаемых между примитивными морскими рептилиями и более совершенными ихтиозаврами, доминировавшими в океанах на протяжении миллионов лет.

– От этой эпохи нам досталось немного морских ископаемых, так что новый вид очень важен. Он предполагает, что тогда существовало множество видов, которые ещё не найдены, – пояснил соавтор исследования, доктор Оливер Риппель из Филдовского музея Чикаго. – Ихтиозаврообразные рептилии, похоже, эволюционировали очень быстро, стремительными короткими вспышками массовых изменений.

Профессор Рюсуке Мотани, представляющий кафедру наук о Земле Калифорнийского университета в Дейвисе, тоже принимал участие в исследовании.

– Склерокормус – одно из самых удивительных морских пресмыкающихся, которых я когда-либо видел, – прокомментировал он. – Принимая его общую длину за 1,6 метра, мы получаем, что оно было одним из крупнейших морских позвоночных своего времени. Склерокормус появился после массового вымирания в конце пермского периода и сам очень быстро вымер.

Для поисков ископаемых останков рептилий, населявших древние океаны, идеально подходит Китай. В последнее время множество ценных находок (в том числе и обнаружение склерокормуса) было сделано в местных каменоломнях; на их описание потребуется несколько лет. Ранее в этом месяце участники тех же научных групп рассказали ещё об одной ископаемой морской рептилии, найденной в Китае. Этот зверь, получивший название Atopodentatus, жил 242 миллиона лет назад и обладал ярко выраженной молотообразной формой черепа.

В Новосибирске создана вакцина, спасающая животных от рака
Гибридный кот из лаборатории спасет от вымирания своих диких сородичей
Австралия потребовала изменить доклад ООН по Всемирному наследию
Более половины видов деревьев на Амазонке могут вымереть
Тропическое растение поедает муравьёв с помощью дождя

18.04.2018

Биологам удалось улучшить фермент, способный «переваривать» пластик. Специалисты пришли к такому открытию в момент изучения микроба с аналогичной способностью, который был обнаружен на японской мусорной свалке. Исследование ученых опубликовали в «Proceedings of the National Academy of Sciences».

Власти Подмосковья борются за питьевую воду
16.04.2018

На всех бывших и действующих полигонах до 2026 появятся системы сбора и очистки фильтрата. Министерство экологии обещает, что в результате этого  произойдет значительное снижение отроты проблемы с чистой питьевой водой в Подмосковье.

За 90 лет в мировом океане в 1,5 раза выросло число аномально жарких дней
12.04.2018

Исследования климатологов показали, что частота, длительность и интенсивность периодов аномальной жары в мировом океане в течение века ощутимо возросли. Ученые уверены, что такой рост связан с глобальным изменением климата. Кроме того, они считают, что это пагубно скажется на состоянии морских экосистем. Статья с такими данными появилась в Nature Communications.

Специалисты из Голландии взялись за проблему свалки под Волоколамском
09.04.2018

Полигон «Ядрово» ускоренными темпами подготавливают к дегазации. Чтобы оценить соответствие работ плану и готовность самой системы к монтажу, туда прибыли с проверкой специалисты из Голландии.

Иванов предлагает продвигать российские бумажные пакеты в сетевые магазины
06.04.2018

По мнению специального представителя РФ, этот шаг обернется большим прогрессом в решении экологических задач.

Ученые сравнили песни полярных китов с джазом
04.04.2018

Гренландские киты давно поражают океанографов разнообразием своих песен, поэтому эксперты решили провести такое исследование. В ходе трехлетнего исследования, результаты которого напечатаны в журнале Biology Letters, было изучено 184 песни китов из шпицбергенской популяции.

"Михайлов и Партнеры" расписались в двурушничестве
07.03.2018

Социальная и политическая составляющая работы агентства "Михайлов и партнеры" вызвала у ряда экспертов подозрение в его работе на интересы США.

Достоянием общественности стала попытка Константина Пономарева подкупить следствие
22.09.2017

Известный предприниматель Константин Пономарев недавно добавил новых, криминальных красок в свой уже сложившийся в общественном сознании скандальный образ. Проведенное недавно журналистское расследование убедительно доказывает, что бизнесмен использует не самые законные способы решения своих бизнес-проблем.

Алмазбек Атамбаев предложит Владимиру Путину свой про-американский выбор
14.09.2017

14 сентября президент РФ Владимир Путин обсудил с главой Киргизии Алмазбеком Атамбаевым назначенные в Республике на 15 октября президентские выборы.