Жуки-навозники ориентируются по звёздному небу

16.05.2016

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале “Current Biology”, навозники пользуются для навигации ментальным снимком положений Солнца, Луны и звёзд. Шведские учёные выяснили, что жуки захватывают картинку неба, танцуя на навозном шаре. Перекатывая после этого свою зловонную добычу к месту назначения, насекомые сравнивают текущий вид неба с его запечатлённым образом. По мнению исследователей, навигационные способности жуков можно использовать при дальнейшем развитии автоматического транспорта.

В мире существует много тысяч видов жуков-навозников, процветающих за счёт дымящихся куч отходов жизнедеятельности животных. Часть этих насекомых научилась утаскивать навоз и лепить из него шары, которые гораздо проще быстро укатить от массы конкурентов. Затем они закапывают шары и используют их как источник пищи и как ясли для молоди.

Навигация, однако, играет в этом мероприятии критически важную роль. Ранее уже было установлено, что навозники обладают удивительной способностью ориентироваться по свету Млечного Пути. Теперь же шведские учёные открыли новые подробности об экстраординарных умениях этих насекомых.

Исследователи проводили свои эксперименты в Южной Африке, на объекте с искусственным небом, которым группа могла управлять, меняя силу света и местонахождение небесных тел. В результате выяснилось, что жуки видят много такого, чего не видят люди – например, спектральную картину неба и поляризацию света.

– Просто используя, например, Солнце, жук рискует потеряться, если оно окажется за облаками, – сказал доктор Бэзил эль-Хунди из Университета Лунда, возглавлявший исследование. – Чтобы навигационная система была надёжной, в ней должно быть много ориентиров. Поэтому жуки используют максимально возможное количество небесных тел.

По мнению исследователей, искусный танец жуков на пахучем шаре – ключевой момент, когда ими делается ментальный снимок неба.

– В это время жуки сканируют небеса и запоминают их изображение, – сказал доктор эль-Хунди. – Когда они начинают катить шар, то пытаются сравнивать текущую визуальную картинку неба с тем ментальным снимком, который они сняли раньше. Это ведёт насекомых по прямой линии.

Ментальные снимки используют для навигации также и термиты, но они запоминают своё естественное окружение. Тот факт, что навозники используют для этого небо, уникален.

По словам эль-Хунди, всё то, что научная группа узнала о методах навозников по обработке изображений неба, можно применить для развития автоматически движущегося транспорта.

– На базе наших результатов можно создавать роботов или алгоритмы для встраивания в автоматические машины, которые смогут ориентироваться и без тех признаков, которые люди вводят в систему сейчас, – сообщил эль-Хунди “BBC News”.

«Яблоко» требует массовой проверки подмосковных свалок
Найдены новые морские ископаемые эпохи пермского вымирания
Ящерицы спят по той же схеме, что и люди
Изменение климата ведёт к почвенному кризису
Среди ископаемой бразильской фауны найдены зубастые саламандры

Александр Саверский: «ВОЗ должна пересмотреть свои подходы к здоровью»
16.05.2018

По данным ПФР, возраст самой пожилой женщины, проживающей в РФ, составляет 128 лет. Кроме сведений об этой долгожительнице, которая живет в Чеченской Республике, фонду известно более чем о 37 российских пенсионерах старше 110 лет.

Лесные пожары в Подмосковье будут отслеживать с помощью квадрокоптеров
14.05.2018

В текущем году будет закуплено еще шесть единиц спецтехники для мониторинга за пожарной ситуацией в лесах.

Международный туризм назвали одной из причин глобального загрязнения Земли
10.05.2018

Согласно результатам исследования австралийских ученых из Сиднейского университета, туризм может привести к экологической катастрофе на нашей планете. По данным ученых, на туристическую сферу приходится порядка восьми процентов всех выбросов углекислого газа в атмосферу. Этот показатель в три раза выше, чем считалось раньше.

В России создана уникальная система для лечения глаз
08.05.2018

Единственный в России программно-аппаратный комплекс для диагностики и лечения патологий глазодвигательной системы был разработан учеными Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского совместно с сотрудниками Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского.

Ольга Пицунова: «Следует ужесточить наказание граждан за загрязнение окружающей среды»
07.05.2018

Представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов пообещал в следующем году ввести для производителей одноразовой посуды,мангалов и прочих изделий разового пользования дополнительное налогообложение - такназываемый экологический сбор, поскольку их продукцию граждане оставляют на природе.

Черное море стало чище
04.05.2018

По словам сотрудника ФИЦ Южный научный центр РАН, кандидата биологических наук Ольги Ясаковой, за последние 10 лет Черное море стало чище по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия.

Стоимость биткоина превысила $ 8,5 тысяч
21.05.2018

Исходя из данных СoinМarketСap, на 09.00 курсы цифровых валют повышаются. В тоже время размер общей рыночной капитализации составил$ 391,0 миллиардов.

Стало известно, за какой срок окупается майнинг
17.05.2018

В ходе пресс-завтрака в преддверии Всемирного саммита по криптовалютам и блокчейну WBCSummit, который состоится с 19 по 20 мая, итернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев рассказал, через какое время с начала процесса добычи цифровых валют следует ожидать прибыли.

Российские власти задумались над созданием реестра криптоинвесторов в стране
15.05.2018

Таким образом российское правительство намерено бороться с отмыванием денежных средств. Криптоинвесторам, нежелающим попадать в этот список и неготовым предоставлять свои данные, могут запретить осуществлять операции с цифровыми валютами.