Новости Статьи Блоги Архив   NUUS в Facebook  NUUS в Twitter  RSS

Жуки-навозники ориентируются по звёздному небу

16.05.2016

Согласно новому исследованию, опубликованному в журнале “Current Biology”, навозники пользуются для навигации ментальным снимком положений Солнца, Луны и звёзд. Шведские учёные выяснили, что жуки захватывают картинку неба, танцуя на навозном шаре. Перекатывая после этого свою зловонную добычу к месту назначения, насекомые сравнивают текущий вид неба с его запечатлённым образом. По мнению исследователей, навигационные способности жуков можно использовать при дальнейшем развитии автоматического транспорта.

В мире существует много тысяч видов жуков-навозников, процветающих за счёт дымящихся куч отходов жизнедеятельности животных. Часть этих насекомых научилась утаскивать навоз и лепить из него шары, которые гораздо проще быстро укатить от массы конкурентов. Затем они закапывают шары и используют их как источник пищи и как ясли для молоди.

Навигация, однако, играет в этом мероприятии критически важную роль. Ранее уже было установлено, что навозники обладают удивительной способностью ориентироваться по свету Млечного Пути. Теперь же шведские учёные открыли новые подробности об экстраординарных умениях этих насекомых.

Исследователи проводили свои эксперименты в Южной Африке, на объекте с искусственным небом, которым группа могла управлять, меняя силу света и местонахождение небесных тел. В результате выяснилось, что жуки видят много такого, чего не видят люди – например, спектральную картину неба и поляризацию света.

– Просто используя, например, Солнце, жук рискует потеряться, если оно окажется за облаками, – сказал доктор Бэзил эль-Хунди из Университета Лунда, возглавлявший исследование. – Чтобы навигационная система была надёжной, в ней должно быть много ориентиров. Поэтому жуки используют максимально возможное количество небесных тел.

По мнению исследователей, искусный танец жуков на пахучем шаре – ключевой момент, когда ими делается ментальный снимок неба.

– В это время жуки сканируют небеса и запоминают их изображение, – сказал доктор эль-Хунди. – Когда они начинают катить шар, то пытаются сравнивать текущую визуальную картинку неба с тем ментальным снимком, который они сняли раньше. Это ведёт насекомых по прямой линии.

Ментальные снимки используют для навигации также и термиты, но они запоминают своё естественное окружение. Тот факт, что навозники используют для этого небо, уникален.

По словам эль-Хунди, всё то, что научная группа узнала о методах навозников по обработке изображений неба, можно применить для развития автоматически движущегося транспорта.

– На базе наших результатов можно создавать роботов или алгоритмы для встраивания в автоматические машины, которые смогут ориентироваться и без тех признаков, которые люди вводят в систему сейчас, – сообщил эль-Хунди “BBC News”.

Доисторическая эпоха Америки переписана костями мастодонта
Птицы пережили динозавров благодаря клювам
Летучие мыши Азии начали сопротивляться смертельной эпидемии
Перелётные птицы беззащитны в мировом масштабе
Африка срочно нуждается в климатических инвестициях

Бывший сотрудник Ивановской администрации против строительства химкомбината
24.04.2017

Проект строительства химического завода в Ивановской области (Вычугский район) раскритиковали эксперты по экологии и экономике, а также бывшие сотрудники областной администрации. Планируемое производство полиэфирного волокна может стать нерентабельным вследствие отсутствия сбыта, а закупки продукции по госзаказу обременят бюджет. Что касается экологии, то представленная экспертиза не содержит параметров вредных выбросов.

В Новосибирске создана вакцина, спасающая животных от рака
28.11.2016

Ученые разработали ветеринарный препарат для лечения рака молочной железы.

Гибридный кот из лаборатории спасет от вымирания своих диких сородичей
16.11.2016

Ученым из Новосибирска сообща с группой специалистов московского Института экологии и эволюции имени Северцова удалось получить гибридный эмбрион дальневосточного лесного кота и домашней кошки.

Радиоактивная Гренландия
14.11.2016

Бывшая военная база США под материковым льдом продолжает хранить огромное количество ядовитых веществ и радиоактивных отходов.

Гориллы в Конго стали жертвами гражданской войны
02.11.2016

Из-за боевых действий популяция горилл Грауэра на территории Конго сократилась на 77% всего за одно поколение жизни этих приматов.

На берегу очень красной реки... "Норникель" окрасил воды Далдыкана
31.10.2016

Глас пострадавшей природы вопиет к небесам в буквальном смысле: окрасившиеся в красный цвет воды реки Далдыкан в Красноярском крае видны даже из космоса, причем не первый год.

Россия, США и Новая Зеландия готовы создать антарктический заповедник
28.10.2016

Договоренность о совместной работе по сохранению морских обитателей Антарктики наконец достигнута.

Транспорт неизбежно должен "поумнеть"
29.09.2016

Транспортная отрасль нашей страны испытывает немало трудностей. Высокие тарифы на перевозки, сложные маршруты, не идеальная логистика и минимальный контроль. Участники прошедшего в Москве форума «Интеллектуальные транспортные системы России» предложили сделать ставку на будущее – умный транспорт.

Достоянием общественности стала попытка Константина Пономарева подкупить следствие
22.09.2017

Известный предприниматель Константин Пономарев недавно добавил новых, криминальных красок в свой уже сложившийся в общественном сознании скандальный образ. Проведенное недавно журналистское расследование убедительно доказывает, что бизнесмен использует не самые законные способы решения своих бизнес-проблем.

Алмазбек Атамбаев предложит Владимиру Путину свой про-американский выбор
14.09.2017

14 сентября президент РФ Владимир Путин обсудил с главой Киргизии Алмазбеком Атамбаевым назначенные в Республике на 15 октября президентские выборы.

Никиту Михалкова либералы уклеили ярлыкам
14.07.2017

Режиссер, сценарист и продюсер Никита Михалков вновь стал обсуждаемой персоной в зарубежных СМИ. На Западе считают, что актер собрался стать новым президентом России.