Птицы пережили динозавров благодаря клювам

25.04.2016

Современные птицы обязаны выживанием тем своим предкам, которые оказались в состоянии клевать семена в условиях «ядерной зимы», наступившей в результате падения метеорита, уничтожившего большинство динозавров. Это, в частности, удавалось птицеподобным динозаврам с беззубыми клювами, диету которых составляли именно семена. Такая теория, описанная в статье, опубликованной в журнале “Current Biology”, может объяснить, почему никто из современных птиц не обладает зубастыми клювами.

Удар гипотетического метеорита предположительно изменил земной климат, подняв тучи пыли, которые закрыли солнечный свет. Вегетация растений прекратилась, вследствие чего нехватку пищи стали испытывать растительноядные динозавры. Сокращение численности травоядных, в свою очередь, негативно сказалось на плотоядных рептилиях. И только семена, продолжавшие лежать на земле, могли поддерживать существование маленьких беззубых предков современных птиц, пока не миновал кризис и не началось восстановление планеты.

– В условиях ядерной зимы, наступившей после падения метеорита, вегетация продолжалась лишь у немногих растений; растительный мир не давал травоядным достаточного питания, и, как следствие, лишались пищи и мясоеды, поскольку травоядные вымирали, – прокомментировал ведущий автор исследования Дерек Ларсон из Университета Торонто. – Мы думаем, что выживание птиц связано с наличием у них клюва.

Исследователи изучили более 3000 окаменевших зубов, которые принадлежали так называемым манирапторам – ещё одной группе птицеподобных динозавров. Они тоже считаются ближайшими родственниками современных птиц – но к концу мелового периода многие из них исчезли, в том числе и все зубастые виды. Учёные считают, что выживаемость предков птиц во многом могла зависеть от питания тех или иных видов.

– Мы пришли к гипотезе, что здесь что-то связанное с диетой, – сказал Ларсон в программе BBC «Наука в действии». – Глядя на питание современных птиц,  мы можем реконструировать гипотетическую древнюю птицу и её наиболее вероятное питание. Если мы представляем себе птицу, кормящуюся семенами, то мы должны дать ей относительно короткий и в то же время крепкий и мощный клюв, которым она могла бы разбивать семена.

По словам Ларсона, большая часть сегодняшних птиц не порхала бы вокруг, если бы не их пищевые пристрастия их предков. Впрочем, некоторые другие птицы могли пережить катастрофу, питаясь насекомыми.

– Мы бы видели совершенно иную картину разнообразия птиц, если бы некоторые их группы не развили способность поедать семенной материал, – сказал Ларсон.

Пыль в атмосфере от удара огромной кометы или астероида предположительно закрыла солнечный свет и тем самым заблокировала процесс фотосинтеза. Но уже появившиеся и лежащие на земле семена оставались доступным источником пищи для всякого обладателя подходящего клюва.

Древние торговые пути отразились в генетике верблюдов
Лоси расселяются по теплеющей Аляске
Летучие мыши Азии начали сопротивляться смертельной эпидемии
Популяция орангутанов больше, чем считалось прежде
Количество деревьев на Земле превышает три триллиона

«Яблоко» требует массовой проверки подмосковных свалок
25.04.2018

Представители партии потребовали проверить эксплуатацию на полигонах твердых бытовых отходов «Ядрово», «Шатурский», «Царево», «Храброво», «Торбеево», «Тимохово», «Талдомский», «Сабурово», «Павловский», «Непейно», «Малая Дубна», «Лесная», «Каргашино», «Егорьевский», «Долгопрудный», «Воловичи», «Астапово», «Алексинский карьер».

Воронежское водохранилище станет чище и более глубоким
23.04.2018

Работы по расчистке Воронежского водохранилища будут продолжены в текущем году. Подрядчик приступит к проведению мероприятий по реновации после нерестового периода в водоеме. Такие данные предоставила пресс-служба регионального департамента природных ресурсов и экологии.

Ученые предрекают вымирание крупных млекопитающих в ближайшие столетия
20.04.2018

Исчезновение крупных наземных млекопитающих началось в конце четвертичного периода и продолжается вплоть до настоящего момента. Такие выводы были сделаны американскими биологами и математиками. Они изучили данные о распространении и скорости вымирания больших млекопитающих на всех континентах за последние 125 тыс. лет. Результаты неутешительные: если такая тенденция будет продолжаться, всего через 200 лет самыми крупными сухопутными млекопитающими на Земле окажутся домашний скот.

18.04.2018

Биологам удалось улучшить фермент, способный «переваривать» пластик. Специалисты пришли к такому открытию в момент изучения микроба с аналогичной способностью, который был обнаружен на японской мусорной свалке. Исследование ученых опубликовали в «Proceedings of the National Academy of Sciences».

Власти Подмосковья борются за питьевую воду
16.04.2018

На всех бывших и действующих полигонах до 2026 появятся системы сбора и очистки фильтрата. Министерство экологии обещает, что в результате этого  произойдет значительное снижение отроты проблемы с чистой питьевой водой в Подмосковье.

За 90 лет в мировом океане в 1,5 раза выросло число аномально жарких дней
12.04.2018

Исследования климатологов показали, что частота, длительность и интенсивность периодов аномальной жары в мировом океане в течение века ощутимо возросли. Ученые уверены, что такой рост связан с глобальным изменением климата. Кроме того, они считают, что это пагубно скажется на состоянии морских экосистем. Статья с такими данными появилась в Nature Communications.

Биткоин преодолел отметку в $ 9 тысяч
25.04.2018

Накануне вечером самая популярная во всем мире криптовалюта биткоин начала подниматься в цене. Согласно данным торгов и комментариям аналитиков, монета достигла максимальной отметки с середины прошлого месяца на фоне налогового периода в США.

Использование биткоина в Иране запретили местные власти
23.04.2018

Во всех финансовых учреждениях и обменных пунктах Ирана введен запрет на работу с биткоином и другими криптовалютами. Эта информация следует из сообщения иранского Центробанка.

"Михайлов и Партнеры" расписались в двурушничестве
07.03.2018

Социальная и политическая составляющая работы агентства "Михайлов и партнеры" вызвала у ряда экспертов подозрение в его работе на интересы США.