Новости Статьи Блоги Архив   NUUS в Facebook  NUUS в Twitter  RSS

Птицы пережили динозавров благодаря клювам

25.04.2016

Современные птицы обязаны выживанием тем своим предкам, которые оказались в состоянии клевать семена в условиях «ядерной зимы», наступившей в результате падения метеорита, уничтожившего большинство динозавров. Это, в частности, удавалось птицеподобным динозаврам с беззубыми клювами, диету которых составляли именно семена. Такая теория, описанная в статье, опубликованной в журнале “Current Biology”, может объяснить, почему никто из современных птиц не обладает зубастыми клювами.

Удар гипотетического метеорита предположительно изменил земной климат, подняв тучи пыли, которые закрыли солнечный свет. Вегетация растений прекратилась, вследствие чего нехватку пищи стали испытывать растительноядные динозавры. Сокращение численности травоядных, в свою очередь, негативно сказалось на плотоядных рептилиях. И только семена, продолжавшие лежать на земле, могли поддерживать существование маленьких беззубых предков современных птиц, пока не миновал кризис и не началось восстановление планеты.

– В условиях ядерной зимы, наступившей после падения метеорита, вегетация продолжалась лишь у немногих растений; растительный мир не давал травоядным достаточного питания, и, как следствие, лишались пищи и мясоеды, поскольку травоядные вымирали, – прокомментировал ведущий автор исследования Дерек Ларсон из Университета Торонто. – Мы думаем, что выживание птиц связано с наличием у них клюва.

Исследователи изучили более 3000 окаменевших зубов, которые принадлежали так называемым манирапторам – ещё одной группе птицеподобных динозавров. Они тоже считаются ближайшими родственниками современных птиц – но к концу мелового периода многие из них исчезли, в том числе и все зубастые виды. Учёные считают, что выживаемость предков птиц во многом могла зависеть от питания тех или иных видов.

– Мы пришли к гипотезе, что здесь что-то связанное с диетой, – сказал Ларсон в программе BBC «Наука в действии». – Глядя на питание современных птиц,  мы можем реконструировать гипотетическую древнюю птицу и её наиболее вероятное питание. Если мы представляем себе птицу, кормящуюся семенами, то мы должны дать ей относительно короткий и в то же время крепкий и мощный клюв, которым она могла бы разбивать семена.

По словам Ларсона, большая часть сегодняшних птиц не порхала бы вокруг, если бы не их пищевые пристрастия их предков. Впрочем, некоторые другие птицы могли пережить катастрофу, питаясь насекомыми.

– Мы бы видели совершенно иную картину разнообразия птиц, если бы некоторые их группы не развили способность поедать семенной материал, – сказал Ларсон.

Пыль в атмосфере от удара огромной кометы или астероида предположительно закрыла солнечный свет и тем самым заблокировала процесс фотосинтеза. Но уже появившиеся и лежащие на земле семена оставались доступным источником пищи для всякого обладателя подходящего клюва.

Аисты предпочитают миграциям зимовку на свалках
Обнаружен давно разыскиваемый ископаемый родственник жирафа?
Владимир Потанин: Норникель вложит 300 млрд рублей в экологические проекты
Тайну гибели пчёл хотят раскрыть с помощью мини-передатчиков
Шри-Ланка защитит свои мангровые леса

Бывший сотрудник Ивановской администрации против строительства химкомбината
24.04.2017

Проект строительства химического завода в Ивановской области (Вычугский район) раскритиковали эксперты по экологии и экономике, а также бывшие сотрудники областной администрации. Планируемое производство полиэфирного волокна может стать нерентабельным вследствие отсутствия сбыта, а закупки продукции по госзаказу обременят бюджет. Что касается экологии, то представленная экспертиза не содержит параметров вредных выбросов.

В Новосибирске создана вакцина, спасающая животных от рака
28.11.2016

Ученые разработали ветеринарный препарат для лечения рака молочной железы.

Гибридный кот из лаборатории спасет от вымирания своих диких сородичей
16.11.2016

Ученым из Новосибирска сообща с группой специалистов московского Института экологии и эволюции имени Северцова удалось получить гибридный эмбрион дальневосточного лесного кота и домашней кошки.

Радиоактивная Гренландия
14.11.2016

Бывшая военная база США под материковым льдом продолжает хранить огромное количество ядовитых веществ и радиоактивных отходов.

Гориллы в Конго стали жертвами гражданской войны
02.11.2016

Из-за боевых действий популяция горилл Грауэра на территории Конго сократилась на 77% всего за одно поколение жизни этих приматов.

На берегу очень красной реки... "Норникель" окрасил воды Далдыкана
31.10.2016

Глас пострадавшей природы вопиет к небесам в буквальном смысле: окрасившиеся в красный цвет воды реки Далдыкан в Красноярском крае видны даже из космоса, причем не первый год.

Россия, США и Новая Зеландия готовы создать антарктический заповедник
28.10.2016

Договоренность о совместной работе по сохранению морских обитателей Антарктики наконец достигнута.

Транспорт неизбежно должен "поумнеть"
29.09.2016

Транспортная отрасль нашей страны испытывает немало трудностей. Высокие тарифы на перевозки, сложные маршруты, не идеальная логистика и минимальный контроль. Участники прошедшего в Москве форума «Интеллектуальные транспортные системы России» предложили сделать ставку на будущее – умный транспорт.

Никиту Михалкова либералы уклеили ярлыкам
14.07.2017

Режиссер, сценарист и продюсер Никита Михалков вновь стал обсуждаемой персоной в зарубежных СМИ. На Западе считают, что актер собрался стать новым президентом России.

В Москве состоялись VIII "Игры победителей"
06.06.2017

Два дня – со 2 по 4 июня - в спорткомплексе ЦСКА 500 юных спортсменов выясняли, кто из них «быстрее, выше, сильнее», на VIII международных «Играх победителей».

Сергей Собянин не тронет аварийное жилье
26.04.2017

Когда в феврале этого года президент РФ Владимир Путин поручил команде Сергея Собянина заняться реновацией столицы, жители ее окраинных районов буквально воспряли духом - уж наверняка в числе 8 тысяч ветхих домов, определенных столичными властями под снос, окажутся и их развалюхи.