Неандертальцам и кроманьонцам мешала скрещиваться генетика

15.04.2016

Несовместимости в ДНК неандертальцев и современных людей, возможно, ограничили последствия межвидового скрещивания между ними. Сейчас широко известно, что геномы многих современных людей могут содержать до 4% неандертальской ДНК, но новый анализ неандертальской Y-хромосомы (пакета генов, передающихся от отцов к сыновьям), показал, что из современных популяций она исчезла – вероятно, из-за серьёзных различий в иммунных генах. Отчёт об исследовании опубликован в “American Journal of Human Genetics”.

Небольшое количество неандертальской ДНК у современных людей – наследие скрещивания между двумя видами людей, начавшегося 50 000 лет назад, когда предки нашего вида Homo sapiens покинули свою африканскую родину и принялись заселять Евразию.

При этом новый анализ неандертальской Y-хромосомы показал, что она отличается от любой Y-хромосомы, когда-либо найденной у современного человека.

– Мы никогда не встречали неандертальской Y-хромосомы при генетическом анализе современных людей, – сказал профессор Карлос Бустаманте, соавтор исследования из Стэнфордского университета (Калифорния). – Это ещё не доказывает, что она исчезла совсем, но, скорее всего, это так.

Исследователи говорят, что неандертальская Y-хромосома первоначально могла циркулировать в генофонде кроманьонца, но за последующие тысячелетия постепенно была утрачена по воле случая. Другая возможность заключается в том, что гены этой хромосомы оказались несовместимы с другими генами современного человека. В подтверждение второго варианта учёные нашли некоторые доказательства.

Группа генов Y-хромосомы, которые отличаются в неандертальском варианте, функционирует как часть иммунной системы. Три из них – «малые антигены тканевой совместимости» (или гены H-Y), которые похожи на гены, проверяемые хирургами при пересадке органов, чтобы убедиться, что органы донора и реципиента обладают схожим иммунным профилем. Поскольку эти гены – часть Y-хромосомы, они характерны для мужчин. Следовательно, в теории, женская иммунная система должна была атаковать плод мужского пола, несущий в себе неандертальскую версию этих генов. И если женщины поэтому оказывались не в состоянии успешно вынашивать младенцев мужского пола, зачатых от неандертальцев, то это объясняет, почему неандертальская Y-хромосома у современных людей отсутствует.

Хотя всё изложенное пока остаётся лишь гипотезой, но известно, что иммунная система женщин и сейчас иногда реагирует на генетическую несовместимость с мужским плодом, если таковая имеется.

– Если искать целесообразность в природе обнаруженных нами мутаций, то можно предположить, что неандертальская Y-хромосома сыграла свою роль как барьер на пути дрейфа генов, – сказал профессор Бустаманте. – Но нам нужно провести серию экспериментов, чтобы это продемонстрировать. Сейчас мы работаем над планом таких экспериментов.

ВОЗ: от загрязнения воздуха ежегодно умирают семь миллионов человек
Иванов предлагает продвигать российские бумажные пакеты в сетевые магазины
Ученые сравнили песни полярных китов с джазом
Изменение климата ведёт к почвенному кризису
Европейским ясеням предстоит вымирание

Александр Саверский: «ВОЗ должна пересмотреть свои подходы к здоровью»
16.05.2018

По данным ПФР, возраст самой пожилой женщины, проживающей в РФ, составляет 128 лет. Кроме сведений об этой долгожительнице, которая живет в Чеченской Республике, фонду известно более чем о 37 российских пенсионерах старше 110 лет.

Лесные пожары в Подмосковье будут отслеживать с помощью квадрокоптеров
14.05.2018

В текущем году будет закуплено еще шесть единиц спецтехники для мониторинга за пожарной ситуацией в лесах.

Международный туризм назвали одной из причин глобального загрязнения Земли
10.05.2018

Согласно результатам исследования австралийских ученых из Сиднейского университета, туризм может привести к экологической катастрофе на нашей планете. По данным ученых, на туристическую сферу приходится порядка восьми процентов всех выбросов углекислого газа в атмосферу. Этот показатель в три раза выше, чем считалось раньше.

В России создана уникальная система для лечения глаз
08.05.2018

Единственный в России программно-аппаратный комплекс для диагностики и лечения патологий глазодвигательной системы был разработан учеными Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского совместно с сотрудниками Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского.

Ольга Пицунова: «Следует ужесточить наказание граждан за загрязнение окружающей среды»
07.05.2018

Представитель президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов пообещал в следующем году ввести для производителей одноразовой посуды,мангалов и прочих изделий разового пользования дополнительное налогообложение - такназываемый экологический сбор, поскольку их продукцию граждане оставляют на природе.

Черное море стало чище
04.05.2018

По словам сотрудника ФИЦ Южный научный центр РАН, кандидата биологических наук Ольги Ясаковой, за последние 10 лет Черное море стало чище по сравнению с 80-ми годами прошлого столетия.

Стоимость биткоина превысила $ 8,5 тысяч
21.05.2018

Исходя из данных СoinМarketСap, на 09.00 курсы цифровых валют повышаются. В тоже время размер общей рыночной капитализации составил$ 391,0 миллиардов.

Стало известно, за какой срок окупается майнинг
17.05.2018

В ходе пресс-завтрака в преддверии Всемирного саммита по криптовалютам и блокчейну WBCSummit, который состоится с 19 по 20 мая, итернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев рассказал, через какое время с начала процесса добычи цифровых валют следует ожидать прибыли.

Российские власти задумались над созданием реестра криптоинвесторов в стране
15.05.2018

Таким образом российское правительство намерено бороться с отмыванием денежных средств. Криптоинвесторам, нежелающим попадать в этот список и неготовым предоставлять свои данные, могут запретить осуществлять операции с цифровыми валютами.