Дикие злаки – ключ к продовольственной безопасности

31.03.2016

Новое исследование предполагает, что для сохранения ключевых продовольственных культур для будущих поколений необходимо обеспечить лучшую охрану их дикорастущим родственникам. Авторы работы сочли, что генные банки недостаточно сохраняют генетическое разнообразие этих жизненно важных растений, и если не предпринять срочных мер, такие черты, как засухоустойчивость, могут быть утрачены навсегда. Отчёт об исследовании опубликован в журнале “Nature Plants”.

Международная группа учёных обнаружила, что «генетическое разнообразие диких родственников злаков слабо представлено в генных банках». По её оценке, более 70% от 1036 дикорастущих родственников 81 важной пищевой культуры следует рассматривать как высокоприоритетные для сбора новых образцов. Одновременно учёные считают, что 95% этих видов представлены в существующих коллекциях недостаточно, «если учитывать полный спектр географических и экологических вариаций этих растений в местах их произрастания».

– Генные банки по всему миру на данный момент не так хорошо выполняют свою работу по сбору и поддержанию полных коллекций всего разнообразия дикорастущих родственников злаков, как это можно было бы делать, – рассказал “BBC News” соавтор исследования Луиджи Гуарино, директор по науке и программам Фонда злаков. – Существуют очень веские причины, почему в генных банках не хватает образцов растений. Их трудно собирать, их трудно хранить, к тому же сбор и хранение стоят дорого. Наконец, более высокий приоритет имеют другие цели – например, совершенствование культивируемых образцов. Но, учитывая угрозы, с которыми сталкивается генное разнообразие в целом и генное разнообразие обсуждаемой нами сферы в частности, становится всё более необходимым и срочным уделять надлежащее внимание диким родственникам культурных злаков.

На планете существует более 1700 крупных злаковых генных банков, где хранятся миллионы образцов. Их основная роль – сохранение генетического материала (в основном в форме семян и отводков) и обеспечение доступности этого материала для будущих исследований и разведения. Эти банки играют центральную роль в мировой продовольственной безопасности, пока планета сталкивается с необходимостью кормить растущее население и с изменениями климата и условий роста растений в отдельных регионах. Гуарино пояснил, что дикие родственники злаков представляют собой «огромный резервуар генного разнообразия».

– На протяжении всей истории сельского хозяйства, с неолитических времён, земледельцы постепенно снижали разнообразие диких растений, концентрируясь на определённом секторе этого разнообразия, представленном теперь культурными злаками, – сказал Гуарино. – Культурные злаки, используемые нами сегодня – это лишь выборка из намного более широкого спектра разнообразия генов, черт и способов адаптации, всё ещё существующих у предков и диких родственников этих злаков. А между тем мы знаем, что дикорастущие растения подстерегает множество угроз – например, урбанизация, изменения в использовании тех или иных земель, сведение лесов и изменение климата.

Из исследования, которым руководили Нора Кастанедо-Альварес из Международного центра тропического сельского хозяйства и Колин Хори из Университета Вагенингена, делается вывод, что технологическое развитие и накопление знаний о мире растений должны означать и более активное использование генетического резервуара дикорастущих злаков. Однако для этого необходимо обеспечить доступность материала для исследователей.

– А кроме того, нужно сохранять разнообразие непосредственно в природе, давая естественной эволюции возможность продолжаться, – отметил Гуарино. – Это сложно сделать, особенно в условиях изменения климата, которое уже вызвало движение видов к высоким широтам и на большие высоты.

«Чтобы использовать дикорастущие злаки в растениеводстве, необходимо предпринять системные усилия, направленные на улучшение охраны и доступности этих видов», – заключают исследователи.

Владимир Блоцкий уверен в рецепте спасения рыбной индустрии
Молодые джунгли улавливают углекислоту намного лучше старых
На выжженных землях Индонезии сажают масличные пальмы
Европе не удаётся справиться с нелегальными лесозаготовками на планете
В Темзе процветают морские млекопитающие

«Яблоко» требует массовой проверки подмосковных свалок
25.04.2018

Представители партии потребовали проверить эксплуатацию на полигонах твердых бытовых отходов «Ядрово», «Шатурский», «Царево», «Храброво», «Торбеево», «Тимохово», «Талдомский», «Сабурово», «Павловский», «Непейно», «Малая Дубна», «Лесная», «Каргашино», «Егорьевский», «Долгопрудный», «Воловичи», «Астапово», «Алексинский карьер».

Воронежское водохранилище станет чище и более глубоким
23.04.2018

Работы по расчистке Воронежского водохранилища будут продолжены в текущем году. Подрядчик приступит к проведению мероприятий по реновации после нерестового периода в водоеме. Такие данные предоставила пресс-служба регионального департамента природных ресурсов и экологии.

Ученые предрекают вымирание крупных млекопитающих в ближайшие столетия
20.04.2018

Исчезновение крупных наземных млекопитающих началось в конце четвертичного периода и продолжается вплоть до настоящего момента. Такие выводы были сделаны американскими биологами и математиками. Они изучили данные о распространении и скорости вымирания больших млекопитающих на всех континентах за последние 125 тыс. лет. Результаты неутешительные: если такая тенденция будет продолжаться, всего через 200 лет самыми крупными сухопутными млекопитающими на Земле окажутся домашний скот.

18.04.2018

Биологам удалось улучшить фермент, способный «переваривать» пластик. Специалисты пришли к такому открытию в момент изучения микроба с аналогичной способностью, который был обнаружен на японской мусорной свалке. Исследование ученых опубликовали в «Proceedings of the National Academy of Sciences».

Власти Подмосковья борются за питьевую воду
16.04.2018

На всех бывших и действующих полигонах до 2026 появятся системы сбора и очистки фильтрата. Министерство экологии обещает, что в результате этого  произойдет значительное снижение отроты проблемы с чистой питьевой водой в Подмосковье.

За 90 лет в мировом океане в 1,5 раза выросло число аномально жарких дней
12.04.2018

Исследования климатологов показали, что частота, длительность и интенсивность периодов аномальной жары в мировом океане в течение века ощутимо возросли. Ученые уверены, что такой рост связан с глобальным изменением климата. Кроме того, они считают, что это пагубно скажется на состоянии морских экосистем. Статья с такими данными появилась в Nature Communications.

Биткоин преодолел отметку в $ 9 тысяч
25.04.2018

Накануне вечером самая популярная во всем мире криптовалюта биткоин начала подниматься в цене. Согласно данным торгов и комментариям аналитиков, монета достигла максимальной отметки с середины прошлого месяца на фоне налогового периода в США.

Использование биткоина в Иране запретили местные власти
23.04.2018

Во всех финансовых учреждениях и обменных пунктах Ирана введен запрет на работу с биткоином и другими криптовалютами. Эта информация следует из сообщения иранского Центробанка.

"Михайлов и Партнеры" расписались в двурушничестве
07.03.2018

Социальная и политическая составляющая работы агентства "Михайлов и партнеры" вызвала у ряда экспертов подозрение в его работе на интересы США.