О проекте | Контакты
Новости Статьи Блоги Архив   NUUS в Facebook  NUUS в Twitter  RSS

Как поглощают углекислый газ северные моря

01.03.2016

Воды вокруг Британских островов и у берегов Скандинавии поглощают потрясающие 24 миллиона тонн углерода ежегодно. По массе это количество равно двум миллионам двухэтажных автобусов или 72 тысячам «Боингов-747». Цифру вычислили учёные, изучавшие процесс впитывания и освобождения океаном углекислого газа.


Исследовательская группа, возглавлявшаяся специалистами из Университета Гериот-Уотта и Эксетерского университета и представленная участниками ряда других научных учреждений, разработала компьютерную модель, которая позволяет другим учёным сделать впоследствии аналогичные оценки поглощения углерода для других районов Мирового океана.

– По существу это просто программа, которую мы сделали общедоступной, – сообщил доктор Джейми Шатлер из Эксетерского университета. – Мы использовали её в рамках нашей собственной работы, всесторонне проверили нашу модель и теперь предоставляем её всем, кому она понадобится.

Поглощение диоксида углерода океанскими водами – важный регулятор климатической системы. Предполагается, что океан поглощает треть всех производимых человечеством углеродных выбросов (от сожжения ископаемого топлива и тому подобных действий). Ещё треть забирается наземными объектами, а последняя треть остаётся в атмосфере.

Исследователи попытались понять, как такая раскладка может меняться со временем. Если в будущем ёмкость океанов уменьшится, это может привести к ускорению процесса потепления атмосферы. Кроме того, существуют опасения, что чем больше углекислого газа растворяется в океане, тем ниже становится показатель pH его вод (этот процесс называется окислением океана); а это затрудняет кораллам и похожим на них организмам постройку твёрдых частей своих тел.

При разработке своей модели (которая носит название “Flux Engine”) исследовательская группа использовала как спутниковые данные, так и данные судовых замеров. Для осуществления вычислений учёным требовалось знать показатель растворимости CO2 в морской воде и скорость течения газа. Первую цифру можно установить измерениями температуры и солёности поверхностной воды, вторую – оценкой состояния поверхности океана, на которую влияют ветер и волны. Кроме того, играет свою роль фактор биологической активности в воде.

– Ключевым фактором тут является температура, – пояснил доктор Шатлер. – Обычно больше углекислоты поглощается в высоких широтах, где вода прохладнее и чаще происходят шторма, способные изрыть поверхность океана и ускорить течение газа. К тому же в экваториальной зоне часть поглощённого газа возвращается обратно в атмосферу. Конечно, такой обмен происходит постоянно, но в целом обогащённые углеродом воды погружаются в очень глубокие слои океана и углерод остаётся там заперт очень надолго, прежде чем снова сбежит в атмосферу.

Отчёт о разработке “Flux Engine” представлен в “Journal of Atmospheric and Oceanic Technology”.

Шатлер и его коллеги хотели бы использовать для своих исследований новый спутник “Sentinel-3”, запущенный Европейским Союзом в минувшем феврале. Эта платформа располагает набором инструментов, с помощью которого можно осуществить множество измерений, требуемых для функционирования “Flux Engine”. На спутнике есть альтиметр, могущий определять состояние поверхности океана, инфракрасный термодатчик для картографирования океанских вод по температуре, цветная камера, собирающая данные, посредством которых можно определять биологическую активность в воде (в частности, цветение фитопланктона, который кормится растворённым в воде углеродом в процессе фотосинтеза).

– Теперь у нас на орбите есть эта фантастическая машина, проводящая все требуемые исследования одновременно, но мы по-прежнему нуждаемся и в судовых измерениях, – прокомментировал доктор Крейг Донлон, ведущий специалист Европейского космического агентства по программе “Sentinel-3”. – Судовые измерения имеют исключительное значение. Будет справедливо сказать, что мы недостаточно работаем с океаном на месте, и в этом состоит наша крупнейшая проблема. В особенности это касается изучения цикла поглощения и высвобождения углерода. Тут нужно каким-то образом добраться до действительно труднодоступных мест – спуститься на дно океана и собрать глубоководные пробы.

“Sentinel-3” был запущен на пике тихоокеанского климатического явления Эль-Ниньо, в ходе которого происходят резкие изменения в распределении поверхностных тёплых вод по Тихому океану. Какое влияние этот феномен оказывает на циркуляцию углекислоты, ещё предстоит детально исследовать.


В продолжение темы:

Изучены следы вымерших людей в современном человеке
Масштабы мирового рыболовства серьёзно недооцениваются
Обнаружен давно разыскиваемый ископаемый родственник жирафа?
В Темзе процветают морские млекопитающие
Приручение собак могло состояться ещё в верхнем палеолите




Статьи
В Новосибирске создана вакцина, спасающая животных от рака
28.11.2016

Ученые разработали ветеринарный препарат для лечения рака молочной железы.

Гибридный кот из лаборатории спасет от вымирания своих диких сородичей
16.11.2016

Ученым из Новосибирска сообща с группой специалистов московского Института экологии и эволюции имени Северцова удалось получить гибридный эмбрион дальневосточного лесного кота и домашней кошки.

Радиоактивная Гренландия
14.11.2016

Бывшая военная база США под материковым льдом продолжает хранить огромное количество ядовитых веществ и радиоактивных отходов.

Гориллы в Конго стали жертвами гражданской войны
02.11.2016

Из-за боевых действий популяция горилл Грауэра на территории Конго сократилась на 77% всего за одно поколение жизни этих приматов.

На берегу очень красной реки... "Норникель" окрасил воды Далдыкана
31.10.2016

Глас пострадавшей природы вопиет к небесам в буквальном смысле: окрасившиеся в красный цвет воды реки Далдыкан в Красноярском крае видны даже из космоса, причем не первый год.

Россия, США и Новая Зеландия готовы создать антарктический заповедник
28.10.2016

Договоренность о совместной работе по сохранению морских обитателей Антарктики наконец достигнута.

Транспорт неизбежно должен "поумнеть"
29.09.2016

Транспортная отрасль нашей страны испытывает немало трудностей. Высокие тарифы на перевозки, сложные маршруты, не идеальная логистика и минимальный контроль. Участники прошедшего в Москве форума «Интеллектуальные транспортные системы России» предложили сделать ставку на будущее – умный транспорт.

Экологические проблемы России копились десятилетиями
23.09.2016

Недавний фиктивный скандал с покрасневшей речкой Далдыкан в Красноярском крае высветил общий уровень представляения российского общества об экологических угрозах. Напомним, в начале сентября общественность ударила в набат: мол, Надеждинский завод якобы отравил реку своими выбросами.

Блоги
Сергей Собянин не тронет аварийное жилье
26.04.2017

Когда в феврале этого года президент РФ Владимир Путин поручил команде Сергея Собянина заняться реновацией столицы, жители ее окраинных районов буквально воспряли духом - уж наверняка в числе 8 тысяч ветхих домов, определенных столичными властями под снос, окажутся и их развалюхи.

Забастовка дальнобойщиков против "Платона" не впечатлила правительство РФ
21.04.2017

Бессрочная акция протеста российских дальнобойщиков против системы «Платон», объявленная Объединением перевозчиков России 27 марта, похоже, близка к сроку своего окончания. 19 апреля глава российского правительства Дмитрий Медведев озвучил депутатам Госдумы цифры, свидетельствующие о правильности выбранной транспортной политики: в забастовке участвует не более 1% водителей большегрузов.

Дальнобойщики включили задний ход везде, кроме Дагестана, Осетии и Читы
01.04.2017

Объявленная общероссийской стачка дальнобойщиков начала сдавать ход. Росавтодор зафиксировал, что в половине регионов водители разъезжаются по домам. И только на дорогах Дагестана, Северной Осетии и Читы можно  увидеть вереницы фур.

http://rucompromat.com/



РИА NUUS: экологические новости России
Copyright © 2011 NUUS. All Rights Reserved.
Яндекс.Метрика