Генетики исследовали ДНК громадных ископаемых броненосцев

25.02.2016

Генетические исследования ископаемых останков возрастом 12 000 лет, которые принадлежали огромным бронированным животным с хвостами, напоминающими шипованную булаву, позволили твёрдо установить, что эти звери принадлежали к современному семейству броненосцевых. Отчёт об исследовании опубликован в журнале “Current Biology”.

Глиптодонты бродили по Южной Америке в течение миллионов лет, вплоть до последнего ледникового периода. Некоторые из них вырастали до размеров автомобиля. Особенности их строения (и в первую очередь непробиваемый панцирь) уже и так заставляли признавать их вероятными родственниками броненосцев. Теперь же исследователи заявляют, что это даже не сёстринская группа броненосцевых, а их подсемейство. Так считает доктор Фредерик Дельзук из французского Национального центра научных исследований, представляющий также Университет Монпелье.

Дельзук и его коллеги использовали компьютерные модели, основанные на генетической информации о ныне живущих видах броненосцев, чтобы реконструировать некоторые вероятные последовательности ДНК вымерших предков этих животных. Затем на базе этих последовательностей они изготовили «РНК-приманку» и использовали её, чтобы извлечь ДНК глиптодонта из крохотного повреждённого осколка панциря, хранящегося среди других останков глиптодонта в музее Буэнос-Айреса. Такая технология позволила учёным достоверно установить истинную последовательность ДНК вымершего вида, не беспокоясь о возможном присутствии посторонних генетических примесей. В итоге группа сумела с гарантией реконструировать весь митохондриальный геном глиптодонта.

И это был не первый попавшийся глиптодонт – объектом исследования являлся представитель рода дедикурусов, одного из наиболее устрашающих членов броненосного семейства. Эти животные могли достигать четырёх метров в длину и весили около полутора тонн.

По мнению исследователей, средний размер этих монстров (остававшихся, тем не менее, вегетарианцами) с течением времени увеличивался, причём так продолжалось до окончания последнего ледникового периода, когда около 10 000 лет назад они вымерли. Таким образом, глиптодонты оказываются в хорошей компании других представителей южноамериканской плейстоценовой мегафауны – наземных гигантских ленивцев и саблезубых кошек.

Наиболее важным итогом исследования стало точное (как уверена группа Дельзука) установление места глиптодонтов в отряде броненосцев (Cingulata), среди множества других ветвей этих насекомоядных.

– Глиптодонты представляют собой вымершую линию броненосцев, берущую начало 35 миллионов лет назад, когда эти животные уже разделились на разные группы, – пояснил соавтор исследования, Хендрик Пойнар из канадского Университета Макмастера.

Одно из главных отличий между современными броненосцами и глиптодонтами – огромный куполообразный панцирь последних, который не расчленялся на сегменты. Исследователи считают, что этот огромный круглый щит мог появиться у глиптодонтов по мере «впечатляющего увеличения» размеров самих животных. Это также объясняет, почему некоторые более древние представители семейства обладали всё теми же привычными поясными панцирями.

Найдены новые морские ископаемые эпохи пермского вымирания
Доисторическая эпоха Америки переписана костями мастодонта
Неандертальцам и кроманьонцам мешала скрещиваться генетика
Изучены следы вымерших людей в современном человеке
Могут ли крабы чувствовать боль?

18.04.2018

Биологам удалось улучшить фермент, способный «переваривать» пластик. Специалисты пришли к такому открытию в момент изучения микроба с аналогичной способностью, который был обнаружен на японской мусорной свалке. Исследование ученых опубликовали в «Proceedings of the National Academy of Sciences».

Власти Подмосковья борются за питьевую воду
16.04.2018

На всех бывших и действующих полигонах до 2026 появятся системы сбора и очистки фильтрата. Министерство экологии обещает, что в результате этого  произойдет значительное снижение отроты проблемы с чистой питьевой водой в Подмосковье.

За 90 лет в мировом океане в 1,5 раза выросло число аномально жарких дней
12.04.2018

Исследования климатологов показали, что частота, длительность и интенсивность периодов аномальной жары в мировом океане в течение века ощутимо возросли. Ученые уверены, что такой рост связан с глобальным изменением климата. Кроме того, они считают, что это пагубно скажется на состоянии морских экосистем. Статья с такими данными появилась в Nature Communications.

Специалисты из Голландии взялись за проблему свалки под Волоколамском
09.04.2018

Полигон «Ядрово» ускоренными темпами подготавливают к дегазации. Чтобы оценить соответствие работ плану и готовность самой системы к монтажу, туда прибыли с проверкой специалисты из Голландии.

Иванов предлагает продвигать российские бумажные пакеты в сетевые магазины
06.04.2018

По мнению специального представителя РФ, этот шаг обернется большим прогрессом в решении экологических задач.

Ученые сравнили песни полярных китов с джазом
04.04.2018

Гренландские киты давно поражают океанографов разнообразием своих песен, поэтому эксперты решили провести такое исследование. В ходе трехлетнего исследования, результаты которого напечатаны в журнале Biology Letters, было изучено 184 песни китов из шпицбергенской популяции.

"Михайлов и Партнеры" расписались в двурушничестве
07.03.2018

Социальная и политическая составляющая работы агентства "Михайлов и партнеры" вызвала у ряда экспертов подозрение в его работе на интересы США.

Достоянием общественности стала попытка Константина Пономарева подкупить следствие
22.09.2017

Известный предприниматель Константин Пономарев недавно добавил новых, криминальных красок в свой уже сложившийся в общественном сознании скандальный образ. Проведенное недавно журналистское расследование убедительно доказывает, что бизнесмен использует не самые законные способы решения своих бизнес-проблем.

Алмазбек Атамбаев предложит Владимиру Путину свой про-американский выбор
14.09.2017

14 сентября президент РФ Владимир Путин обсудил с главой Киргизии Алмазбеком Атамбаевым назначенные в Республике на 15 октября президентские выборы.